Сабирли Рафаель Гаджиага-оглы, курсант Сибирского юридического института ФСКН России
Современное общество России — это большой «конгломерат» наций и народов. В нем более десяти официально признанных религиозных конфессий. Поэтому противодействие религиозному экстремизму — не только стратегическая задача внешней политики России, но и важное условие сохранения стабильности и обеспечения безопасности общества и государства.
Министерство обороны, Министерство внутренних дел, различные федеральные службы, Совет Безопасности, — все эти органы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность РФ. Однако сегодня мир и Россия столкнулась не просто с терроризмом, а с терроризмом, «взращенным» на слепой и фанатичной идее о превосходстве одной религии над другой. Как же бороться с религиозным экстремизмом? Конечно, силовыми мерами можно ликвидировать опасные очаги терроризма. Но идею обыкновенным оружием не убьешь. Чтобы бороться с религиозными экстремистами, говоря словами Л.Н. Толстого, «надо поставить против них идеал такой, который был бы выше их идеала, включал бы в себя их идеал» [1, С. 469–480]. В этом случае без помощи миролюбивых духовных конфессий не обойтись.
Противопоставить идее можно только идею. Сегодня Русская Православная Церковь играет важную роль в выработке единой идеологии, идеологии миролюбия и дружественности. Представители Церкви, входящие в состав совещательных органов при Президенте Российской Федерации осуществляют консультативную функцию, в том числе по вопросам антитеррористической и антинаркотической политики. За рубежом Русская Православная Церковь поддерживает тесные контакты, как с параллельными религиозными структурами, так и с иными религиозными течениями. Внутри России Русская Православная Церковь — это связующее звено во взаимодействии с иными конфессиональными объединениями. 16 октября 2015 г. в Государственной думе Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Российский опыт межэтнического и межрелигиозного сотрудничества в противодействии международному терроризму и экстремизму» по инициативе Комитета по делам национальностей Государственной думы Российской Федерации. Со стороны РПЦ в мероприятии участвовал руководитель службы региональных связей Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества диакон Андрей Титушкин. Он отметил, что в нашем обществе, да и в целом мире присутствует религиозная безграмотность [2]. Именно эта безграмотность становится преимуществом в руках экстремистов. Пользуясь ей, террористы вербуют молодых людей в свои ряды. Чтобы противостоять этому злу, диакон призывал определить стратегию совместных действий РПЦ, Совета муфтиев России и др. религиозных конфессий для «религиозного просвещения» молодого поколения.
В авторской передаче «Церковь и мир» 5 декабря 2015 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион вместе с научным руководителем Института востоковедения Российской академии наук профессором В.В. Наумкиным определили важные направления деятельности РПЦ по противодействию идеологии религиозного экстремизма. К ним можно отнести следующие:
- консолидация с иными конфессиями России;
- ведение просветительской и образовательной работы среди широких масс населения;
- участие в решении государственных вопросов, касающихся образования, работы с молодежью, национальной безопасности;
- развитие международного сотрудничества с зарубежными религиозными организациями;
- создание единого религиозного альянса внутри страны.
Совершенно очевидно, что противодействие идеологии религиозного экстремизма и терроризма нельзя свести к проведению какой-то одной акции, подобно военной кампании. Она требует длительной систематической работы, постоянного внимания к этой проблеме. Это подобно ситуации с фашизмом, который мы разгромили в годы Великой Отечественной войны, но рецидивы фашистской идеологии вспыхивают и в современном мире, в том числе на территории такой братской для нас страны, как Украина. Поэтому только проведение успешных военных операций недостаточно для борьбы с терроризмом. Необходимо создать интегрированное духовное пространство, в котором каждая религия, каждая вера — это миротворческая культура, культура, несущая в себе любовь к окружающим, уважение к разным национальным ценностям и достояниям целых народов.
Библиографический список
- Л.Н. Толстой — Александру III // История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. — Ростов-на-Дону, 1996.— С. 469—480.
- Представитель Русской Православной Церкви принял участие в работе круглого стола в Госдуме, посвященного вопросам противодействия экстремизму и международному терроризму // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4247136.html.