Ломанов Павел Владимирович, кандидат культурологии, доцент кафедры социологии и социально-культурной деятельности Красноярского государственного аграрного университета
17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики».
Уже на первом этапе его внедрения в 2010 году, когда в 19 регионах России этот курс стал даваться в качестве эксперимента, стало ясно, что при выборе родителями школьников одного из модулей курса они чаще отдают предпочтение «Основам светской этики».
В дальнейшем, в 2012 году, при массовом внедрении курса в школьное образование, эта диспропорция подтвердилась во многих регионах России, причем Сибирский федеральный округ (и, в частности, Красноярский край) лидируют в этих показателях. Так, согласно данным, которые были доступны автору выступления (от 2012 года) в Сибирском федеральном округе «Основы православной культуры» выбрали 19%, а «Основы светской этики» более 58%. В последние годы это соотношение изменилось, но весьма незначительно.
При разработках программ данного курса авторы исходят из следующих постулатов. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) относится к приоритетным государственным программам, затрагивающим интересы каждой семьи, поскольку имеет единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности; ориентирован на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществлялась во исполнение поручения Президента Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации (от 29 октября 2009 года № 1578-р).
Целью представленной публикации является изложение определенной позиции на содержание и форму курса ОРКСЭ, и возможно, призыв к дискуссии по данной проблеме.
Автору кажется, что, имея шестилетний опыт внедрения и преподавания курса ОРКСЭ, отечественное педагогическое сообщество может уже оценить как положительные, так и отрицательные аспекты, связанные с курсом.
Курс ОРКСЭ состоит из 6-ти модулей, 4 из которых конфессиональной направленности: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». Указанные модули носят культурологический характер и не предусматривают обучение религии. Также в курс включены модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Мировоззренчески сложный курс требует выверенной профессионально обоснованной дистанцированности и аксиологической наполненности при сохранении культурологической акцентировки тематики.
Из всех представленных модулей задачам курса (а это, прежде всего раскрытие культурных традиций народов России и воспитание веротерпимости) менее всего соответствует модуль «Основы светской этики». Следует признать, что главные задачи курса, связанные с ориентированностью на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие пока указанный модуль не выполняет.
Автор публикации намеренно не включается в полемику о бессодержательности и искусственности самого термина «светская этика» (этой проблеме было посвящено уже множество публикаций). В самом факте включения модуля «Основы светской этики» в курс возможно видеть результат активности определенных кругов нашего научного и педагогического сообщества, характеризующейся достаточно радикальными антиклерикальными настроениями.
Модуль «светской этики» как таковой не способен ни раскрыть традиционные культурные ценности народов России, ни воспитать основы толерантности, веротерпимости, уважительного отношения к традиционным религиям народов России. Отсылки к национальной истории, народным традициям без учета фактора влияния традиционных религий, а иногда (при изучении предлагаемых программ модуля и имеющихся учебных пособий, о которых автор имеет достаточно хорошее представление, создается такое впечатление) при сознательном замалчивании, искажении исторических фактов, не создают целостного впечатления о традиционной культуре, традиционных ценностях. О какой веротерпимости можно говорить, если сам факт наличия у народов России древних, религиозных мировоззренческих систем, лежащих в основе всей их духовной культуры, просто замалчивается?
Но модули курса, связанные с конкретными религиями народов России (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм), тоже не могут в полноте решить задачу воспитания у подрастающего поколения веротерпимости, уважительного отношения к культуре других народов России. При построении модулей курса надо исходить из задач и реальных общественных потребностей.
С точки зрения автора данной публикации, только модуль «Основы мировых религиозных культур» полностью отвечает целям и задачам курса, который должен уже в своей структуре содержит определенную вариативность и, согласно выбору родителей и даже самих учащихся (что тоже не маловажно), в нем должны иметь возможность усиливаться, расширяться разделы, посвященные конкретным религиям народов России.
Очень важны в подаче любого учебного материала межпредметные связи. А для курса ОРКСЭ это особенно актуально. О традиционных религиозных культурах нельзя говорить вне исторического контекста, о проблемах этики — вне социального. Без курсов истории и обществознания к основам религиозных культур и этики просто не подойти. Поэтому весьма странным с точки зрения автора представляется даже выбор возраста, которому адресован курс.
К тому же сложные мировоззренческие вопросы, которые ставит этот курс перед учащимися, требуют от самих школьников определенных навыков к суждениям, оценкам. В связи с этим автор считает, что курс должен быть введен в старших классах средней школы.