Журнал The New Times опубликовало интервью со скандально известным не только в Красноярске, но и за его пределами художником Василием Слоновым. В «Gallery 11.12» на «Винзаводе» открылась персональная выставка Василия Слонова «Ватники апокалипсиса». Что он сам понимает под словом «вата» и почему государство не терпит иронии по отношению к себе — в материале «Новых времен».
Дресс-код русской цивилизации
Были периоды, когда вы активно работали с соломой, металлом, другими материалами. Вата — новое увлечение. Это отклик на сегодняшнюю социальную лексику?
Вата — самый популярный мем сейчас, и все, что с ней связано, отражает пульс времени. Но, на мой взгляд, этот символ не сиюминутный, совсем наоборот! Ватник — дресс-код русской цивилизации, кто его только не носил в российской истории: солдаты, крестьяне, рабочие, пэтэушники…
И заключенные.
Да, и среди них было немало достойных людей. А не только грубых, недалеких и неутонченных, которых сегодня пренебрежительно именуют «ватниками». В моем проекте нет умиления, но нет и ничего уничижительного. Это и по названию видно — есть всадники Апокалипсиса, а у меня «ватники». Ирония, самоирония, восхищение и стеб — вот что я хотел показать в своих работах. Считаю, что вата — настоящий национальный символ, который мы так долго искали. И очень благодатный материал, который дает большой простор для интерпретаций. Одна из моих первых инсталляций на эту тему — «Ватный лесоповал»: я придумал его год назад для Музейной ночи в Красноярске. А сейчас сделал для Красноярской музейной биеннале «Практики соприкасания» арт-объект «Большое ватное сердце Родины», окрашенный в черный цвет. Родина — как мать, она есть у каждого. Сердце нашей матери — большое и теплое. И в то же время — почерневшее от горя за нас, беспечных и легкомысленных, и за уже ушедшие поколения… На выставке в «Gallery 11.12» порядка 50 артефактов разных лет — все, что рифмуется с темой «ватной» идентичности. Там же инсталляция «История России в топорах», где на каждом из лезвий — портреты российских правителей. Примерно половина экспозиции — коллекция железных кокошников.
Среди этих кокошников у вас «Кремль», «Газпром», «ГУЛАГ», «Сбербанк»… Высмеиваете имперские символы?
Я, как рентген, высвечиваю величие и ужас империи, иллюстрирую его. Почему кокошник «Сбербанк» с наперстками? Потому что они символизируют всю систему ссуд и кредитов: обыграть банк в «наперстки» ни у кого не получится.
Из статьи: Василий Слонов: «Как рентген высвечиваю величие и ужас империи». Читайте полностью в первоисточнике.