Геннадий Малашин: Настоящее золото — это сердце народное

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел новый совместный с «Касьяновским домом» выпуск передачи «Летопись Красноярского края». Ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин разобрали и поныне живущие среди сибиряков легенды о несметных богатствах, якобы закопанных где-то в наших краях адмиралом А.В. Колчаком.

ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Многие годы последнего столетия сибиряков волнуют истории о «золоте Колчака». Не только коренные жители задавались целью разыскать несметные богатства, якобы оставленные адмиралом. Сюда приезжали искатели из разных уголков страны и даже мира.

Адмирал Колчак (в центре) и его офицеры инспектируют сибирских белогвардейцев

Доподлинно известно, что именно сто лет назад через наш край проследовал эшелон с этим самым золотом. Так кому принадлежали перевозимые драгоценности? Куда следовал поезд? Какую роль играл в этих событиях 45-летний адмирал Александр Васильевич Колчак — «Верховный правитель России»? Разобраться с этим нам помогает сегодня главный хранитель музейно-просветительского центра «Касьяновский дом», историк-краевед и публицист Геннадий Малашин.

ГМ: Всё началось еще в годы Первой мировой войны. Золотой запас Российской империи тогда был крупнейшим в мире.

Золотодобывающая промышленность в стране традиционно была развита хорошо, плюс ко всему 1913-ый стал пиком хозяйственного расцвета дореволюционной России. Империя тогда прочно входила в топ-5 мировых экономик. Потому и золотой запас был огромен.

Билимбаевский чугуноплавильный завод вблизи Екатеринбурга — один из многих, что действовали на Урале еще с XVIII века

Но потом была мировая война, а затем настал год 1917-ый. Золотой запас стал заложником сложных внешне- и внутриполитических обстоятельств. Еще Временное правительство распорядилось эвакуировать его вглубь страны — настолько реальной тогда была угроза захвата столицы Петрограда германской армией. И 1918 год большая часть золотого запаса встретила в Казани.

Конечно, к тому времени запас в известной степени был истощен: ведь и царские власти, и Временное правительство оплачивали поставки оружия дружественным странам по блоку Антанты…

А в августе 1918-го Казань берет легендарный белый генерал Владимир Каппель. Тогда еще Колчака не было в стране, а борьбу с большевиками на востоке России вел так называемый «Комуч» — умеренно-социалистическое правительство из бывших членов Учредительного собрания. В Народной армии этого «Комуча» и служил тогда Каппель.

Но уже осенью политическая обстановка меняется. Происходит переворот, умеренных социалистов свергают, к власти как раз и приводят адмирала Александра Колчака. Столицей «белой Сибири» становится Омск — туда и эвакуируют золотой запас. Тогда он оценивался примерно в 600 миллионов рублей по старому курсу — это было где-то 505 тонн золота.

Расходовал ли его Колчак? Конечно, адмирал вынужден был это делать. Его армии вели войну, солдатам были нужны обмундирование, оружие, снаряды. Промышленности тогда в Сибири почти что и не было, почти всё надо было получать от западных союзников, а они требовали деньги вперед. Так что где-то треть от остававшегося запаса адмирал и его правительство потратили, чтобы обеспечить эти поставки.

Купюра в 500 рублей колчаковского правительства

Но, как мы знаем, в 1919-ом колчаковские армии стали терпеть поражение за поражением. Линия фронта начала неумолимо двигаться на восток. Пришлось сдать и столицу — Омск. Адмирал и его правительство вынуждены были начать роковой переезд в Иркутск. Вместе с ними был и золотой запас — он мог стать разменной монетой в судьбе адмирала и его соратников, но сам Колчак принципиально от этого отказался.

В итоге, Александр Васильевич и близкие к нему люди фактически оказались заложниками у солдат печально известного Чехословацкого корпуса. Чехословаки фактически присвоили себе и золотой запас. Его они зимой 1919–1920 годов отдают сибирским большевикам и их союзникам — в обмен на право свободно покинуть Россию.

Новые хозяева запаса же ожидаемо недосчитались значительной доли золота — примерно на 100 миллионов рублей. Куда же ушел драгоценный металл? Повторюсь, что немало средств в свое время истратило еще колчаковское правительство. Что-то перепало казачьему атаману Семенову, который и после краха адмирала пытался бороться с большевиками в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Часть оказалась на счетах западных банков (и вернулась потом новым, советским властям России).

Солдаты «белой» Сибирской армии

Однако всё золото найти так и не удалось: не то что до последнего грамма или килограмма — речь идет о целых тоннах благородного металла. Вот тут историкам уже и остается иметь дело с мифами, а не объективными фактами. Одни из них гласят, что часть золота где-то зарыть или закопать приказал лично Колчак, другие — что точно так же поступили чехи со словаками.

Есть одна красивая легенда, словно воскрешающая предание о Китеж-граде, что «золото Колчака» покоится на дне Байкала — хоть и доподлинно известно, что до этого озера адмиральские эшелоны не дошли. Тем не менее, и в байкальских глубинах мифический клад поискать уже успели, и даже будто бы «нашли» три или четыре слитка…

Чехословацкие солдаты и офицеры в Сибири

Одним словом, легенды о спрятанном где-то в Сибири золоте жили и будут жить в наших краях. Во многом — благодаря тому, что связаны они с конкретной яркой личностью, всем известной, здесь жившей и воевавшей, Александром Васильевичем Колчаком.

Столкнулся с этим и лично я — прошлым летом, во время исследовательской экспедиции «Сибирский крест» в западные районы Красноярского края. Нас интересовали сибирские старцы и новомученики, но местные жители — от стариков до малых ребятишках — спешили делиться, в первую очередь, местными легендами о колчаковском золоте. Кто-то даже предлагал выкопать этот клад с ним вместе.

Почему эти истории до сих пор живут в сознании русского сибирского человека? От одной ли тяги к наживе или авантюризма? Или, быть может, от стремления как-то романтизировать обыденность повседневной жизни? Один Господь только знает.

Но одну из новелл документального фильма о нашей экспедиции мы так и назвали — «Золото Колчака». Под ним мы имели в виду не металл, не материальные богатства, но, по выражению, Николая Некрасова «сердце народное» — самое ценное и самое благородное золото…

ДВ: В разговорах о золоте время летит незаметно. Наша программа подходит к концу. Но уже в скором времени мы вернемся к теме адмирала Колчака и его роли в истории: в чем же было его настоящее богатство и какой след оставил этот человек в сибирском прошлом? Этому мы посвятим следующий выпуск «Летописи Красноярского края».

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *