Православная архитектура исторически является национальным достоянием России, одной из изюминок неповторимого и самобытного вида городов и сел нашей страны. Православные храмы — величавые и небольшие, затейливые и скромные — накрепко врезались в память всем иностранцам, посещавшим нашу страну, будь на дворе век XVI или начало ХХ столетия.
«Вообще, если какой-нибудь богатый сибиряк желает принести на алтарь Отечества жертву от избытка своего, то он строит церковь», — писал посетивший Енисейскую губернию в 1913 году знаменитый норвежский ученый и путешественник Фритьоф Нансен.
Соответственно, для самих русских людей храм был не только местом для молитвы, но и сосредоточением жизни во всей ее полноте; бесценным даром от поколений предков и наследством для потомков. Так было веками. И в веке ХХ эта традиция, как и множество других, была, казалось, безвозвратно утеряна.
Богоборческая власть, в соответствии с нормами своей идеологии, объявила храмам войну: их взрывали, сносили, переоборудовали под музеи и дома культуры, склады и расстрельные полигоны… Но эта война была, в конечном счете, проиграна: большевики не могли отнять у народа его историческое наследие. Стали восстанавливаться утраченные святыни и возводиться новые храмы.
Разумеется, одни только ревностные пастыри и верующие, готовые жертвовать на благое дело необходимые средства, сами по себе были бы здесь бессильны; ведь любой храм — это еще и образец мастерства зодчего, о котором на новой «Мастерской „Касьяновского дома“» и рассказал один из выдающихся храмостроителей современного Красноярска.
Преобразуя среду
Пожалуй, трудно перечислить все церкви, построенные по проектам Владимира Валерьевича: Пантелеимоновский храм в Красноярске, Данииловский — в Ачинске, Введенский — в Сосновоборске, Андреевский — в Лесосибирске, Свято-Духовский — в Курагино, Покровский — в Абане… Совершенно непохожие города и поселки, совсем разные памятники зодчества…
При этом Владимир Медиевский — талантливый рассказчик, неторопливо и по-простому разъясняющий непосвященным нюансы зодческого искусства. Впрочем, это неудивительно: прославленный архитектор — доцент кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета.
Но как он открыл для себя мир Церкви? Владимир Валерьевич рассказывает: свою специализацию ему позволило обрести знакомство с одним из пионеров храмовой реставрации в Красноярском крае, выдающимся архитектором Анатолием Блохиным (1957 – 1997). «Анатолий Федорович был яркой, неординарной личностью, у него было множество идей, которые меня, тогда еще совсем молодого архитектора, не могли не увлечь», — делится воспоминаниями спустя годы ученик прославленного мастера.
Трудно найти более многозначный объект архитектуры, чем православный храм. Прежде всего, конечно, это «культовое здание», место молитвы, место встречи верующих с Богом. Но при этом многие из них — это и исторические памятники, свидетели разных эпох, будь то величавый столичный собор или скромная сельская церковь. Вдобавок к этому, храм обладает уникальный свойством «облагораживать» даже самое безрадостное окружение, преображая не только местность вокруг, но и поведение людей.
Владимир Медиевский подтверждает это примерами своих «детищ», например, Покровской церкви в поселке Усть-Мана. Один внешний вид маленького храма-часовни оказался убедительнее всевозможных штрафов и запретов: «Отдыхающие постоянно разводили там костры, оставляли после себя различный мусор… Но сейчас там очень чисто, а сам храм стал практически местом паломничества».
Объединяя людей
Любой храм — это всегда место соединения людских судеб, воплощение как строгого архитектурного плана, так и чаяний, переживаний и надежд простых верующих людей. Каждая церковь обладает своей историей, в которой причудливо смешаны горести и радости, — делится с участниками «Мастерской» Владимир Валерьевич.
В 90-е годы прошлого века многие храмы возводились без средств, по существу, на энтузиазме священников и верующих. С улыбкой архитектор вспоминает, как, например, строили Свято-Духовский храм в поселке Курагино: неравнодушные верующие охотились за каждым брошенным предметом техники, каждым бревнышком в округе… Безнадежная, казалось бы, затея, но построенный в итоге храм стал гордостью всего района.
Сейчас, конечно, эти времена в прошлом. Строительство новых храмов уже не требует от верующих прежнего героизма и изобретательности. Тем не менее, возведение церквей по-прежнему привлекает к себе внимание даже далеких от религии людей, а каждый храм, подчеркивает герой вечера, — это по-прежнему неповторимое произведение искусства, а «поточное» строительство церквей неприемлемо, а подчас и просто невозможно.
«В дореволюционной России даже существовало официальное правило: по одинаковому проекту в границах одной епархии допускалось возводить не более двух храмов; а ведь и епархии тогда были несравненно обширнее», — приводит исторический факт Владимир Медиевский, вновь подчеркивая: «Каждый храм — это уникальный объект культуры».
Стремясь к совершенству
Слушая мастера, приходишь к выводу, что каждый храм это, в некотором роде, золотая середина: между традицией и новаторством, между эстетическими идеалами и соображениями практической пользы, между желаемым и действительным… Так что самим фактом своего существования любая церковь словно предостерегает и прихожан, и просто прохожих от безрассудства крайностей.
В ходе встречи ведущий Юрий Пасхальский предлагает с неожиданной точки зрения посмотреть на профессию архитектора: должно быть, не каждый мог выдержать такое испытание — каждый день видеть, что плод твоей работы является частью городского пейзажа и доступен взору тысяч людей. И тут же задает несколько провокационный вопрос Владимиру Валерьевичу: а не возникло ли у него желание что-то исправить в зданиях, возведенных по своим проектам?
— Иногда вот как бывает: утром посмотришь на храм, и хочется все переделать. А вечером взглянешь снова — и уже не хочется. Всякий раз кажется по-разному, — с легкой самоиронией отвечает герой вечера.
Продолжая тему, Владимир Медиевский уже более серьезно объясняет: всякая серьезная архитектурная работа является не отражением одного, пускай даже и самого гениального ума, но итогом кропотливой работы целого ансамбля мастеров: «У одного лучше получается проектная документация, у другого — проектирование сводов, у третьего — какой-то иной аспект… Важно лишь, чтобы над всей этой командой стоял организатор, который бы не дал им стать крыловскими Лебедем, Раком и Щукой».
И в храмовой архитектуре, как представляется, роль такого «мастера над мастерами» важна особенно: уж слишком тонка эта золотая середина…
И все-таки: разве мало выстроено часовен, храмов и монастырей? Быть может, правы те, кто считают, что в XXI веке актуальнее строить больницы или детские сады? Этот часто возникающий в современном информационном пространстве вопрос не мог не прозвучать на «Мастерской „Касьяновского дома“».
— Строить детские сады вместо храмов? Это сродни тому, что сказать, что две руки человеку много, и вместо одной из них нужно приделать голову. В жизни человека, в жизни общества и жизни страны все должно быть в гармонии, всего должно хватать одинаково.
Пожалуй, более простого и убедительного ответа на вопрос о том, зачем сегодняшней России нужны храмы, дать невозможно.
Напомним, что 8 декабря в здании медиа-центра Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии (пр. Мира, 43) также открылась выставка чертежей и фотографий храмов, построенных по проектам работы архитектора.
Экспозиция будет работать вплоть до 14 января.
Желающие посетить выставку могут записаться на экскурсию по телефону +7 (902) 910-66-18 (Юрий).
Проект реализуется за счет средств Субсидии из бюджета Красноярского края при поддержке агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.