Представляем вниманию читателей материал из свежего выпуска газеты «Православное слово Сибири», посвященного Радонице — особому дню поминовения усопших, отмечаемому верующими во вторник на Фоминой неделе (после Светлой седмицы). Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище — помолиться об усопших. В 2016 году Радоница выпадает на 10 мая.
На первый взгляд кажется, что этому празднику трудно придумать менее подходящее название. Чему можно радоваться на кладбище? Как поминовение ушедших близких может в принципе вызывать радость? Размышляя таким образом, мы выпускаем из виду евангельскую истину «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). И в день Радоницы мы должны поделиться своей радостью с теми, кого Господь уже призвал к себе.
Предрассудки и суеверия
Именно радостью, именно вниманием, а не сладостями и алкоголем, как это, увы, стало принятым у наших сограждан. С точки зрения Церкви это не просто неприемлемость или дурной тон, это — языческий обычай, противный Православию.
— Конфеты или водка ничем не могут помочь в загробной жизни вашим близким. Им нужны ваши молитвы, ваши теплые слова, бережный уход за могилой, — говорит протоиерей Андрей Казанцев, в прошлом настоятель кладбищенского храма-часовни во имя праведного Даниила Ачинского.
За годы служения в храме на Бадалыкском погосте, отцу Андрею довелось столкнуться со многими предрассудками, сложившимися вокруг поминовения усопших. Тут и «сакральное» распитие водки над могилой, и разрезание веревок, на которых опускался гроб, с последующей раздачей лоскутов присутствующим, и совершенная нелепица, вроде запрета на использование вилок за поминальной трапезой: они, якобы, «протыкают покойнику душу».
С точки зрения Православия, кстати, являются столь же чуждыми и бессмысленными и многие другие суеверия, связанные с похоронами. Сюда можно отнести завешивание стекол и зеркал в доме, где есть покойный, обычай «ставить» ему рюмку водки и ломоть хлеба, приговаривать после имени усопшего «Земля ему пухом», класть в гроб ценные вещи, лить в могильный холм спиртное и многое другое.
Откуда корни?
Отец Андрей подчеркивает, что людей винить в этих глупостях трудно: все это — наследие долгих лет богоборчества. Церковь была насильно выключена из жизни общества, а человеческая природа требовала ритуализациии процесса похорон. Священник отмечает, что по мере возрождения церковной жизни «народные» погребальные ритуалы отходят в прошлое.
Интересно, что иногда суеверия имеют в основе церковные традиции. Это касается, например, обычая посыпать на гроб освященную землю. В дореволюционной России священник просто брал горсть земли с могилы и посыпал ею гроб. Это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся.
В советское время, в годы богоборчества, Церковь была отстранена от участия в похоронных церемониях. Участки, выделенные под кладбища, не освящались. Поэтому верующие и начали тайно ходить в немногочисленные церкви, чтобы раздобыть там освященной земли и посыпать ею на могилу усопшего близкого. Так эта традиция и прижилась в народе, хотя сейчас она смысла уже не имеет.
***
Отказаться от причудливых ритуалов, прибраться на могиле усопшего и помянуть его молитвой, — вот к чему призывает Православная Церковь в день Радоницы. Это день памяти и особой радости за своих близких, которые нашли вечный покой в Царствии Небесном, но никак не повод для пышной трапезы и возлияний спиртным.