«Самый лучший день»: ярмарка безудержного тщеславия

6702534-815831 (1)

В наше время стало модным и общепринятым критиковать массовую культуру, ее деятелей и ее произведения. Действительно, она не ставит перед собой глубоких целей, ее задачи — развлечение публики, коммерческий успех. Но можно ли ее игнорировать? Конечно же, нет. Произведения, рассчитанные на массового зрителя, могут рассказать об обществе гораздо красноречивее, чем творчество интеллектуалов, ориентированное на более узкий круг ценителей.

И особенно с этой точки зрения ценен такой жанр как комедия. То, что вызывает у людей смех, говорит о них предельно ясно и исчерпывающе. Вот именно поэтому мы решили выбрать для рецензии российскую комедию «Самый лучший день» (2015) — наиболее коммерчески успешный в России фильм ушедшего года. За шесть недель проката лента собрала в кинотеатрах нашей страны, в пересчете на иностранную валюту, более 9 миллионов долларов США.

Режиссер

Режиссером фильма выступил Жора Крыжовников (творческий псевдоним Андрея Першина) — известный, прежде всего, как автор нашумевших фильмов «Горько» и «Горько-2». «Самый лучший день», во многом, является идейным преемником этих фильмов. Впрочем, у данного фильма есть и некоторая новизна: создатели обозначили его как «караоке-комедию»: суть в том, что в определенные моменты комедии зрители могут подпевать героям киноленты, исполняющим различные произведения современной поп-музыки.

Главную женскую роль, кстати, как и в обоих «Горько», играет жена режиссера Юлия Александрова. И ее игра — безусловно, один из светлых моментов в этом фильме. Если не единственный…

1453721700_3

Сюжет и актеры

О чем повествует нам «Самый лучший день»? Сюжет в фильме, по существу, здесь важен так же, как, скажем, в примитивных компьютерных шутерах. Где-то в Центральной России живет сотрудник дорожной полиции Васютин (Дмитрий Нагиев), который намеревается сделать предложение руки и сердца своей девушке Ольге (Юлия Александрова). Однако неожиданно на его пути попадается поп-звезда Алина (Ольга Серябкина), помолвка рушится, и главный герой вынужден возвращать свою любовь. Если вы без ума от Дмитрия Нагиева: знайте, что фильм снят для вас. Кривляния и нелепые злоключения его персонажа занимают чуть более, чем все время показа фильма.

Кстати, раз уж я коснулся актерского состава, то не могу не сказать о ролях Инны Чуриковой и Михаила Боярского: если вы ценители творчества этих двух прославленных актеров, то «Самый лучший день» вам противопоказан. Вряд ли для Инны Сергеевны и Михаила Борисовича можно было придумать более неподходящие роли, чем родители Васютина: занудливая ханжа и развратный алкоголик, соответственно. А им выпало играть именно таких персонажей.

207589_30283

Содержание

Банальная, как мы видим, фабула, однако и ее можно было подать выигрышно (в конце концов, не драма и не триллер, не обязательны в комедиях витиеватые сюжеты). Но что же мы видим в итоге? Двухчасовое торжество тщеславия и пошлости, льющийся потоком второсортный юмор (я гарантирую, что если вы запомнили хотя бы одну фразу из этой киноленты — то вы, видимо, Жора Крыжовников), надоевшие до тошноты попсовые хиты и нулевое моральное содержание.

Неужели все настолько плохо? В чем-то перед создателями фильма невольно хочется снять воображаемую шляпу — они умело расставили акценты и разбавили темные тона. Свою целевую аудиторию они знают и работают с ней превосходно. Вот, например, в российском обществе принято осуждать режиссеров, критически оценивающих социально-политическую действительность, типа Юрия Быкова («Майор» (2013), «Дурак» (2014) ) или Андрея Звягинцева («Елена» (2011), «Левиафан» (2014) ). Мол, выставляют русский народ в своих фильмах сборищем алкоголиков без культуры и моральных принципов — явно ориентируясь на западного зрителя.

Фильмы Жоры Крыжовникова ориентированы исключительно на российскую аудиторию, и в них сцен потребления алкоголя и сомнительного морального поведения не меньше — но тут почему-то и речи о русофобии нет. Все дело в том, как все это подано — к критическому восприятию своей жизни широкая российская публика, увы, не готова.

5dffa6312eb9e9e8f248525d8fb04b3c

Что в итоге?

Снисходительно-патриотический подтекст данной картины насколько неоспорим, настолько и убог. Лично для меня раскрывающим ее суть эпизодом стал пьяный танец лучшего друга главного героя алкоголика (неожиданно, не правда ли?) Валентина, под очередной попсовый шлягер с российским триколором в руках.

Мне видится, что творцы «Самого лучшего дня» преследовали более глобальную задачу, чем повеселить российского зрителя в дни новогодних каникул. Они попытались подать с киноэкрана образ идеальной России, где нет нищеты и коррупции, где даже законченный алкоголик имеет работу. России, населенной пребывающими в веселой праздности полицейскими, сотрудниками автозаправок и владельцами придорожных кафе. Быть может, в этом, по замыслу авторов, и есть та самая русская национальная идея, о которой поколениями спорят между собой отечественные государственные мужи и мыслители…


В материале использованы кадры из фильма «Самый лучший день»

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *