В наши дни уже трудно поспорить с тем, что Православие служит неотъемлемым элементом российской истории и культуры. Поэтому любой разговор о вере в данном контексте — это, так или иначе, разговор о прошлом и настоящем нашей страны.
Но чтобы осознать это, необязательно даже знакомиться с наследием классиков литературы или музыки, читать биографии выдающихся государственных деятелей и полководцев. Достаточно просто посмотреть на те выражения, что мы зачастую используем в разговорной речи.
— Ад кромешный. Нетрудно догадаться, что это выражение отсылает нас к месту наказания умерших грешников за совершенные проступки.
Недоумение может вызвать разве что архаичное слово «кромешный», но и его происхождение читается достаточно легко. Производное от «кроме», т.е. за гранью, за пределами изведанного, это прилагательное говорит нам о максимально возможных страданиях и лишениях.
— Вавилонское столпотворение. Этот фразеологизм отсылает нас к достаточно известной притче о незадачливых зиждителях Вавилонской башни. Стремясь достичь своим строением небес, те были наказаны Богом за гордыню. Тот «смешал» их языки, строители перестали понимать друг друга и были вынуждены бросить свою работу (Быт. 11:1—9).
Вавилонским столпотворением же впоследствии стали называть любую беспорядочную толпу людей, среди которых царят суматоха и неразбериха.
— Волк в овечьей шкуре. Идиома об изворотливом хищнике, в свою очередь, восходит корнями не к Ветхому, а уже Новому Завету. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф, 7:15), — такие слова Иисуса Христа можно прочесть в Евангелии от Матфея. Выражение вошло в широкое употребление — для исчерпывающей характеристики лицемерных и коварных людей.
— Глас вопиющего в пустыне. А корни этого фразеологизма можно найти уже в обоих частях Священного Писания. Так говорится и о ветхозаветном пророке Исайе (Ис. 40:3), и о новозаветном Иоанне Предтече (Ин.1:23). Оба святых прославились аскетическим образом жизни, предрекали современникам приход Спасителя, призывая к благочестивой и праведной жизни.
Но по-настоящему прислушались к Исайе и Иоанну лишь немногие; неслучайно, что и тот, и другой пророк пали жертвами несправедливого правосудия двух погрязших во грехах царей. Поэтому гласом вопиющего в пустыне принято называть напрасные, неслышимые призывы к окружающим о совершении добрых дел.
— Манна небесная. Так в библейской Книге чисел называют особую пищу, которую Господь посылал иудеям после их бегства из египетского рабства (Чис. 11:7). Благодаря ней тем удалось выжить во время скитаний по пустыне.
Сейчас же эту идиому чаще всего употребляют с оттенком иронии: в отношении людей, бездеятельно ждущих помощи извне.
К слову, к нашей манной крупе манна библейская никакого отношения не имеет, собой она представляла маленькие крупицы хлеба. А свое название этот дар с небес получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «Ман-гу?» («Что это?»).
— Метать бисер перед свиньями. Не пытаться доказывать свою правоту тем, кто заведомо не способен ее понять и оценить, призывал апостолов Иисус Христос. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6), — написано в Святом Евангелии.
— Фома неверующий. Эта идиома служит примером тому, как спустя века потомками неосознанно терялся первоначальный смысл написанного в Библии.
Апостол Фома, как известно, действительно не сразу поверил в Воскресение Христа, потребовав личной встречи со своим Учителем (Ин. 20:25). Но на недостаток веры этот ученик Спасителя мог пожаловаться едва ли: свое апостольское служение он будет нести вплоть до самой мученической смерти. Так едва ли евангельский Фома был тем самым «Фомой неверующим» — недалеким и упрямым человеком, которого подразумевает под собой уже устоявшийся фразеологизм.