С шатрами и луковками, каменные и деревянные, в виде корабля и в форме креста, — православные храмы порой кажутся такими непохожими друг на друга. Церковная архитектура человеку со стороны может показаться набором слабо связанных между собой стилей и концепций, но, в действительности, это, конечно, не так: каждая деталь здесь служит частью многовековой традиции и заключает в себе особый смысл. Хотя, конечно, в разные века храмы строили по-своему.
Что, прежде всего, надо знать о православной архитектуре?
— Истоки храмового зодчества — в наследии Восточно-Римской (Византийской) империи. И это логично: Константинопольской державе современные православные верующие обязаны и непреложными догматами вероучения, и порядком богослужения. Неудивительно, что и каноны архитектуры тоже сложились в этом государстве более тысячи лет назад.
Например, еще в Византии стали делить храм на притвор (нартекс), основную часть (наос) и алтарь. Апсиды (примыкающие к основному объему пониженные выступы здания), купола и арки — тоже дань памяти архитектурным традициям давным-давно ушедшей в прошлое империи. Обилие сводчатых элементов было призвано напоминать верующим о незримом Царствии Небесном, куда каждый праведник попадет после земной кончины.
— Еще в Средние века православные архитекторы предпочли базиликам крестово-купольный храм. Сейчас термин «базилика» (греч. «царский дом») используется, как правило, в отношении наиболее важных церквей западного христианского мира. Но изначально так называли исторически один из старейших типов постройки храмов, известных и византийцам — прямоугольной формы с нечетным количеством нефов (лат. «корабль»), вытянутых помещений, разделенных между собой рядами колонн.
Сейчас такие храмы в православной традиции зодчества встречаются очень редко. Еще многие столетия назад византийские архитекторы сделали свой выбор в пользу более величественной модели крестово-купольного храма: постройки прямоугольного объема, центр которой поделен четырьмя столбами на девять частей. Ее яркой внешней особенностью служит возвышающийся по центру купол на цилиндрическом или многогранном основании — барабане.
— Православные храмы исторически могли иметь разный экстерьер. И это касается разных его сторон: формы здания, количества куполов, цвета и т.д.
Например, церкви в виде креста очевидным образом напоминали о главном христианском символе, а те храмы, чьи силуэты походили на корабли — о том, что только Матерь-Церковь служит спасительным судном в море мирской суеты и невзгод. Единственный купол на вершине здания символизировал Единого Бога, три — Святую Троицу, пять — Христа и четырех евангелистов семь — Святые Таинства Церкви, тринадцать — Спасителя и апостолов.
Наконец, покраска купола нередко зависела от того, чье имя носил храм. Золотили обычно главы церквей и соборов, освященных во имя Иисуса Христа и в честь двунадесятых праздников (за исключением дня Святой Троицы, традиционно ассоциируемого с зеленым цветом). Синий воспринимался как атрибут Пресвятой Богородицы, а красный — святых мучеников.
— Русские мастера вначале были прилежными учениками византийцев, но затем перешли к более свободному творчеству. Исторически первые православные храмы восточнославянского мира — киевский и новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире — так или иначе, строили на основе греческих образцов.
Однако с XII века в раздробленных русских княжествах начинают складываться свои самобытные традиции зодчества. В первую очередь, речь здесь идет о наиболее могущественном на тот момент Владимиро-Суздальском княжестве. Перечислять созданные его мастерами шедевры можно очень долго: это и храм Покрова на Нерли, и владимирский собор Димитрия Солунского, и суздальский Богородице-Рождественский собор. Красоту величественных, словно устремленных в небо сооружений из белого камня подчеркивали мастерски выполненные резные изображения на стенах.
Русскую храмовую архитектуру от византийской стали отличать многие заметные даже неспециалисту детали, вроде луковичных куполов храмов вместо греческих полусферических.
В итоге, к XVII же веку в Русском царстве окончательно складывается независимая школа зодчества. И здесь надо отдельно сказать о феномене русской деревянной архитектуры. Свойства этого строительного материала и обусловили особенности стиля: по-византийски округлые формы деревянному храму придать трудно. Поэтому изюминкой таких храмов стал остроконечный шатер вместо купола; а иногда и вся кровля устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок (например, знаменитый архитектурный ансамбль на карельском острове Кижи).
— Развитие храмовой архитектуры в России после петровских реформ — это условная борьба между «западным» и «исконным». Бурные преобразования царя-реформатора не могли найти свое отражение и в облике храмов: их стало модным строить на европейский манер, в духе классицизма или барокко.
Торжеством классицизма принято считать правление Екатерины II (1762–1796): яркими памятниками этого стиля стали Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Подобные стройки зачастую растягивались на долгие годы и требовали значительные средства из казны и от жертвователей, поэтому нередко на «классический» манер в те годы перестраивались старинные русские храмы; этой участи не миновали даже церкви Троице-Сергиевой лавры под Москвой.
А вот в ХIХ веке на смену «европоориентированности» приходят другие тенденции: стремления ко всему исконному и запоздалой ностальгии по Византии. Их отражением стал т.н. неорусский (он же — псевдорусский) стиль, внутри которого нередко выделяют еще и «русско-византийское» направление. Его первооткрывателем по праву считается Константин Тон — автор Храма Христа Спасителя, Екатерининского собора в Царском Селе, Богородице-Рождественского — в нашем Красноярске и многих других замечательных церквей. Главной характеристикой «русско-византийских» храмов, что и следует из названия стиля, выступало смешение двух стилей: греческие полусферические купола, смешанные со сводами, и чередование двух цветов в кирпичной кладке уживались с подлинно русской устремленностью ввысь всей постройки.
Интересные «синтетические» стили порой порождало и знакомство мастеров из разных регионов России с европейскими образцами. В числн таких школ можно назвать т.н. «Сибирское» и «Украинское барокко». И всё это обилие стилей и направлений вернуло к жизни возрождение Церкви на рубеже XX и XXI веков.