Покров Божией Матери (отмечается 14 октября / 1 октября по ст.ст.) в русской традиции — не просто церковная дата. Еще многие века назад он стал широким, подлинно национальным торжеством. Возникает вопрос: а почему подобного почитания Покров не встретил у других православных народов? Этот вопрос кажется вдвойне обоснованным, если помнить: начало Покрову дало событие, произошедшие за пределами России.
Согласно преданию, в начале X века столицу Восточно-Римской империи Константинополь осадили враги (не то арабы, не то восточные славяне, еще хранившие верность язычеству). И тем далеким осенним днем святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вместе с жителями города молились за Всенощным бдением в константинопольском Влахернском храме Небесной Владычице о спасении осажденного города. Божия Матерь ответила на просьбы усердных молитвенников. Она явилась Андрею и Епифанию и затем словно распростерла в небе свой омофор — покрывало для головы. Изумленные враги в ужасе бежали вдаль от Константинополя. Византийская столица была спасена, а в честь чудесного события был учрежден новый праздник.
Но новое дыхание греческому по происхождению празднику принес спустя два с половиной столетия владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский (ок. 1110–1174). Правитель был ревностным почитателем Божией Матери, и именно с Ее покровительством связывал ряд своих ратных успехов. Поэтому в честь Покрова Небесной Царицы князь Андрей распорядился возвести близ своей резиденции Боголюбово храм Покрова на Нерли, выдающийся памятник средневекового русского зодчества. Тем самым была заложена традиция освящения русских храмов в честь праздника. Со временем в честь Покрова Божией Матери стало освящаться все больше храмов в русских городах и селах. К слову, в честь этого праздника в конце XVIII века было дано имя и нынешнему кафедральному собору Красноярской епархии — старейшему каменному зданию Красноярска.
Праздник получал всё более широкое почитание среди простого русского люда. Фундаментальная для Православия идея о предстательстве Пресвятой Девы Марии за весь род человеческий, вкупе с исконными традициями празднования окончания периода аграрных работ, нашла свое воплощение в торжестве Покрова.
Трудно перечислить все народные традиции и приметы, которыми сопровождался этот праздник. Некоторые имели практический характер, а некоторые были лишь наивными суевериями, сохранившими в себе пережитки языческих верований. Неудивительно, что с некоторыми покровскими обычаями среди простого народа, например гаданиями, активно боролось православное духовенство.
Но, все-таки, большинство традиций вразрез с Православием не входили. Например, с тем самым омофором из церковного предания на Руси исторически ассоциировали снег, начинавший выпадать в октябре. Потому и убирать его до праздника считалось дурной приметой. Еще одним распространенным обычаем было сжигать на Покров старые предметы утвари и быта, которые уже не пригодились бы наступающей зимой.
Традиционно Покров почитался особым днем для молодых девушек, желающих вступить в брак. Среди них считалось хорошим предзнаменованием прийти в храм на праздничную Литургию раньше подруг и первой поставить свечку.
Ну а вечером обыкновенно устраивались гуляния с участием молодых людей и девушек. Одинокие знакомились между собой, а среди влюбленных этот день считался одним из лучших для признания в чувствах. Вообще, следующие две за Покровом недели почитались как самый лучший период для заключения свадебных союзов — полагалось, что они будут крепче тех, что совершены в любую иную пору.
«Утешительное празднество! Оно дает уверение, что помощь и заступление Матери Божией всегда готовы и так близки ко всем нам, как, например, кров дома, или еще ближе, как благодетельная рука, касающаяся главы нашей», — писал о торжестве Покрова святитель Феофан Затворник. И нам, в XXI веке, не стоит забывать о давних традициях и так же, как и наши предки, уповать на милость к себе Небесной Владычицы.