История России в праздниках

oficialnie-gosudarstvennie-prazdniki-v-2016-godu-v-rossii-kalendar-3

Данные социологических опросов насчет прошедшего недавно Дня России (12 июня) вновь показали очевидное: большая часть жителей страны, мягко говоря, весьма условно представляет себе значение этой даты.

Такой же terra incognita для многих россиян остается и, скажем, День народного единства. Старшее поколение упорно продолжает считать его «заменителем» безвозвратно ушедшему «Дню Великой Октябрьской социалистической революции» и ностальгирует по шествиям под алыми знаменами. С другой стороны, для молодежи явным анахронизмом и лишь не более чем поводом для выезда на шашлыки служит 1 мая: пафос международной солидарности трудящихся поколению фрилансеров, стартаперов и офисного планктона откровенно  чужд.

Возникает вопрос: а было ли так всегда? Во все ли периоды отечественной истории простые люди действительно проникались смыслом официальных выходных дней? Да и какие официальные торжества предлагало им государство в разные времена?

Царская Россия: отдых за веру и за царя

Больше всего нерабочих (или, как говорили в ту пору, «неприсутственных») праздничных дней было именно в предреволюционной России. При этом, все они были связаны сугубо с императорской семьей и православной верой. Даже выходной 1 января рассматривался не как привычный нам Новый год, но как празднование Обрезания Господня.

158714_doc1_06B2C6C8-8C60-4087-9DCD-9FA0CF521B6B

Царские министры поздравляют императрицу Александру Федоровну с именинами ее венценосного супруга. 1900-е годы

Подданные Российской империи на законных основаниях отдыхали в двунадесятые и некоторые великие торжества Православной Церкви и Царские дни (дни рождения, тезоименитства императора, его супруги, детей и императрицы-матери, а также восшествия на престол правящего государя). Учитывая, что Рождество Христово отмечали по 3-4 дня, а Пасху — целую неделю, то «неприсутственных» дней за год могло набираться до сорока. При этом, иноверцам в местах компактного проживания дозволялось отмечать свои праздники взамен православных.

59019_900

Календарик с праздниками за 1917 год. Царские дни в том году .обошлись без празднования…

Правда, не стоит воображать, что счастливые подданные дома Романовых только и жили, что готовились к очередному празднеству. В дореволюционной России обычной практикой считалось работать по 9–10 часов, в том числе и по субботам (к слову, и в России «послереволюционной» отдыхать два дня в неделю начнут только в 1967 году). Вдобавок, «неприсутственные дни» в большей степени распространялись на городских жителей, а для абсолютного большинства жителей империи — крестьян, трудившихся в соответствии с неписанными нормами традиционного цикла сельскохозяйственных работ, они во многом были пустым звуком.

1920-е годы: революционно-религиозная эклектика

Первые перемены в сетке праздничных дней настали еще в 1917 году. После Февральской революции и свержения монархии по естественным причинам из календаря навсегда исчезли Царские дни.

По столь же естественным причинам календарь государственных праздников будет почти полностью переписан после окончательного установления советской власти и образования СССР. Появятся как хорошо знакомые и до сих пор торжества (вроде Дня Октябрьской революции или Первомая), так и те, что известны сейчас лишь знатокам истории.

a30399c7de27

Карманный календарик за 1927 год. Интересно, что названия религиозных праздников в раннем СССР всё ещё писали с заглавных букв

Например, мало кто вспомнит, что в течение почти 30 лет советские граждане не работали 21–22 января в честь Дня траура: годовщины «Кровавого воскресенья» в 1905 году, совмещенной с днем памяти Владимира Ленина. 12 марта им предлагался отдых в память о событиях Февральской революции (официально праздник назывался Низвержением самодержавия). А буквально вслед за ним (18 марта) следовал день Парижской коммуны, почитаемой в те годы за предшественницу Советского Союза. Тогда же впервые была предпринята попытка праздновать День Конституции, но отдельным нерабочим днем он еще не был: торжество приходилось на первое воскресенье июля.

Самое же интересное, что в 1920-х годах, несмотря на интенсивно шедшую борьбу государства с религией, в официальном календаре сохранилась часть православных торжеств, — однако, не стоит полагать, что советские власти таким образом пытались проявить уважение к религиозным чувствам верующего большинства населения страны. Во-первых, важные для Церкви даты уже не имели полного статуса государственного праздника (они именовались «особыми днями отдыха», собственно отдых в которые властями не оплачивался). Во-вторых, отсчитывали их уже по новому, а не по старому стилю, поэтому на практике «официальное» и «церковное» празднование одной и той же даты разделяли почти две недели. Ну и, в-третьих, именно к этим дням советские активисты приурачивали различного рода антирелигиозные и проатеистические действа.

Кстати, именно тогда произошла «десакрализация» 1 января — из праздника Обрезания Господня он стал привычным Новым годом.

Эпоха Сталина: труду — «да», праздникам — «нет»

Перемены в жизни молодой страны Советов на рубеже 20-х и 30-х годов не могли не отразиться и на перечне признаваемых государством праздников. Взятый фактическим главой государства Иосифом Сталиным курс на ускоренную индустриализацию привел, в том числе, и к ликвидации большей части праздников.

1480006338_1

Участницы физкультурного парада в Москве. 1936 год

«Под нож» в 1929 году пошли не только церковные торжества, но и некоторые вполне себе «идеологически верные» праздники, вроде годовщины Февральской революции и дня Парижской коммуны. Досталось и абсолютно, казалось бы, аполитичному Новому году, с празднованием которого власти некоторое время вели неистовую борьбу.

Несколько лет жители первого в мире государства рабочих и крестьян довольствовались только пятью ежегодными «революционными днями»: Днем 9 января и памяти В.И. Ленина (22 января), Праздником международной солидарности пролетариата (1–2 мая) и Днем Пролетарской революции (7–8 ноября). Правда, как известно, в 1936 году будет принята «самая демократичная в мире» сталинская Конституция СССР, и Кремль порадует трудящихся дополнительным праздником в ее честь: его будут справлять 5 декабря.

Тем не менее, перечень нерабочих праздничных дней в 30-е и 40-е годы выглядит откровенно скудным. И это при том, что вплоть до 1940 года властями практиковались эксперименты с «революционным календарем», воплотившиеся в пресловутые «пятидневку» и «шестидневку»: работникам тогда даже по закону полагалось лишь по 5–6 выходных в месяц.

91-079-2190-54-VC051405

Календарь на 1937 год. День Конституции, по всей видимости, получил статус праздника уже после его выхода в печать

После Великой Отечественной войны официальный календарь пополнят сразу три нерабочих дня: Новый год, День Победы и День победы над Японией (отмечался 3 августа). Однако уже в 1947 году Иосиф Сталин неожиданно отменит оба торжества в честь триумфа советского народа во Второй Мировой войне, и если день 9 мая будут просто праздновать какое-то время неформально, то праздник в честь победы над японцами быстро забудут. А в 1951 году «отец народов» доберется и до некогда, казалось бы, священной и неприкосновенной даты: из календаря навсегда убирают день памяти о Владимире Ленине.

От советского — к российскому

Кипучая деятельность Никиты Хрущева на посту генерального секретаря КПСС, казалось бы, коснулась всех сфер жизни советского общества — кроме календаря государственных праздников. Их список за одиннадцать лет правления Никиты Сергеевича изменений не претерпит.

Точечные новации грянут уже только в годы правления Леонида Брежнева, когда календарь советских праздников примет знакомые современному россиянину черты. Так, в 1965 году выходными днями становятся День Победы и Международный женский день (8 марта). Эти праздники, как известно,  переживут и «застой», и сам Советский Союз, чего нельзя сказать о новом Дне Конституции: его сравнительно недолго(с 1978 по 1991) праздновали 7 октября.

1_229

Парад Победы на Красной Площади Москвы в 1965 году. Один из четырех состоявшихся в советские годы

С распадом СССР в небытие сначала уйдет лишь только эта дата. Какое-то время, правда, в изменившейся стране будут — видимо, по привычке — отдыхать в новый День Конституции (12 декабря), но в 2005 году эта традиция станет частью истории. Еще почти 15 лет в постсоветской России будут отмечать и 7 ноября (правда, уже как День согласия и примирения), пока в 2004 году его не заменят на День народного единства (празднуемый 4 ноября).

xw_1328130

День народного единства в современной России

Появятся новые нерабочие и праздничные дни. Статус такового в 1991 году вернут Рождеству Христову, ставшему единственным «восстановленным в правах» выходного дня церковным торжеством. В 1992 году появится День России — в память о принятии Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года.  А еще спустя десять лет нерабочим, наконец, стал один из старейших советских праздников — День защитника Отечества. Ну и, конечно же, любимый многими поколениями жителей Советского Союза и Российской Федерации Новый Год сначала обзаведется вторым днем празднования (в 1992), а потом (с 2005) и вовсе превратится в небольшие зимние общенациональные каникулы.


О переменах и скачках в развитии российского общества можно судить хотя бы по тому, как часто переписывался календарь официально признаваемых государством праздников. Лишь только самые «семейные и домашние» из их числа — Новый Год и Рождество — праздновались и подданными династии Романовых, и советскими гражданами, и жителями современной России (при этом оба — с солидным перерывом).

Очень многие из тех дат, что были знакомы и понятны нашим предкам, привели бы в ступор обывателей XXI века — столкнись бы наши современники с празднованием Царских дней или торжеством в честь Парижской коммуны. Те празднества, что благополучно перекочевали из СССР в Россию, вроде Первомая или Дня защитника Отечества, значительно растеряли свой идеологический заряд. А, в свою очередь, появившиеся уже в постсоветское время нерабочие дни еще только продолжают становиться привычными в массовом сознании.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *