В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел одиннадцатый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О домовых храмах краевой столицы, исторических и современных, рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович и сегодня я вновь приглашаю Вас совершить путешествие во времени на 100 лет назад. В компании «Радио России. Красноярск» и Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом».
Вы удивитесь, как за это время изменился Красноярск! Каменные и деревянные дома (двухэтажные только в самом центре), а над ними — множество благолепных куполов церквей, соборов. Но как выделяются Воскресенский храм на Стрелке, и, конечно, гордость сибиряков —Богородице-Рождественский собор! Даже представить не можете — какая красота, сразу и не узнаете Красноярск.
К слову сказать, есть в городе и другие храмы — многие из них вы и не разглядите. Это — домо́вые церкви. И далеко не все из них — отдельные постройки, многие располагаются внутри других зданий. Это очень интересное явление. Что же они из себя вообще представляют — эти домовые церкви? Обратимся к нашему эксперту и гиду в сегодняшнем путешествии — главному хранителю «Касьяновского дома» Геннадию Малашину.
ГМ: На протяжении всей истории разное было отношение к домовым храмам — и со стороны церковных иерархов, и со стороны государей. Известно, что в годы правления Петра Великого, было немало запретов на строительство каменных зданий, и были запрещены домовые церкви.
Что это такое? В узком смысле, это «моленная» комната, помещение в доме видного лица, имеющего заслуги перед обществом и государством, который, в силу немощей или возраста, не мог посещать приходские храмы. И по решению Священноначалия, таким людям в XVII–XVIII веке разрешалось устраивать у себя домовые храмы.
Известно, что они строились, например, во дворцах, прежде всего — правившей династии, а затем стали появляться при различных учреждениях: военных, медицинских, образовательных, тюремных…
Если говорить о Енисейской губернии, о Красноярске, то домовые храмы стали появляться у нас во второй половине XIX века. Изначально их строили при тюрьмах, а затем, по мере развития социальной сферы, медицины и образования, домовые храмы стали появляться и в таких учреждениях. В первую очередь, они предназначались именно для окормления людей, живущих там или проводящих там по долгу службы или учебы большую часть времени.
Надо сказать, к категории домовых храмов относились и «крестовые церкви» при архиерейских домах. И об одном таком храме мы говорили в одной из предыдущих передач, когда рассказывали об Иоанно-Предтеченском храме при Архиерейском доме — это, пожалуй, тот домовый храм, который лучше всего известен красноярцам.
ДВ: Однако существовали такие домовые церкви, которые являли собой отдельно стоящую церковь, но на территории закрытых, как правило, учреждений. В частности, если мы взглянем на предреволюционный Красноярск с высоты птичьего полёта, то увидим такую церковь в районе Нижне-Тюремной и Береговой Качинской улиц (позже их назовут улицами Железнодорожников и Республики). Да, здесь расположен каменный тюремный замок. Это целый квартал и нам его тоже узнать не так-то просто — до наших дней все эти деревянные постройки не дойдут.
Но что же насчет церкви? Это — первый домовый храм в Красноярске. Его построили при тюремном замке в 1863 году и освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Открытие церкви было долгожданным и важным событием. Вот что писал современник:
«Человек восемь арестантов очень порядочно, согласно и стройно поют. Так как острожная церковь устроена очень удобной и теплой, то она часто посещается и многими посторонними обывателями Красноярска, которые также остаются очень довольными»
Среди горожан ходили слухи о том, что якобы существовал тайный подземный ход, который вел на волю прямо из здания церкви. Сейчас в это сложно поверить, но предоставим слово нашему экскурсоводу, историку церкви Геннадию Малашину.
ГМ: Исидор Григорьевич Щеголев выделил семь тысяч рублей (весьма солидную сумму для того времени) на строительство храма при тюремном замке. Очевидцы вспоминают, что была на территории тюрьмы и «деревянная часовня, простоявшая до середины ХХ века».
Ее снесут только в 1952 году, по указанию высшего руководства, когда обнаружат, что в нее действительно вел ход с «воли». О нем в советское время никто не знал, обнаружили это подземелье случайно, но было очевидно, что когда-то им активно пользовались. В итоге его забетонировали, а чудом сохранившуюся часовню снесли.
Для чего в XIX веке этот ход был устроен? Для того, чтобы служащий священник мог беспрепятственно попадать на тюремную территорию, и так же спокойно ее покидать.
Интересно, что именно духовенство в Красноярске в конце XIX века подняло вопрос обучения грамоте заключенных. Был разработан специальный курс для узников. В 1898 году об этом писали даже в Омске: газета «Степной край» опубликовала статью о том, что в Красноярске преподавателями в тюрьме состоят священник и псаломщик, а обучаются 104 человека.
Не знаю, видел ли этот храм в третью свою ссылку святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Само здание должно было еще стоять, разумеется, со снятыми крестами. Думаю, что архиепископ видел его и вознес молитву о возрождении в России православной веры, возвращении Церкви в жизнь общества, — что, как мы знаем, и произойдет в России в страшные годы Великой Отечественной войны.
ДВ: Сегодня мы можем легко «предсказать», что после революции облик города станет изменяться и на месте величественных соборов будут руины. Не минует разрушение и домовые церкви. Более того, по словам нашего эксперта, они были закрыты одними из первых.
ГМ: Интересно, что ленинский декрет об отделении Церкви от государства, декрет о «свободе совести», не давал советской власти права на национализацию домовых храмов — ведь они принадлежали не Церкви, а тем ведомствам и учреждениям, при которых эти церкви функционировали.
Поэтому была издана специальная инструкция Народного комиссариата просвещения (который возглавлял А.В. Луначарский), согласно которой, в первую очередь, было необходимо закрывать храмы именно при образовательных учреждениях. Религии не должно было быть места в новом, советском образовании в любом виде: начиная от «Закона Божиего» и заканчивая домовыми храмами.
И в Красноярские такие церкви были ликвидированы еще в начале 1920-х годов. Потому и информации о них до сих пор крайне мало; даже точное число их досконально неизвестно.
ДВ: Время нашего путешествия заканчивается, и, возвращаясь к сегодняшнему дню, стоить заметить, что спустя много лет, домовые церкви в Красноярске вновь появились. Существуют они и в местах лишения свободы и, например, в кадетских корпусах. Делом большой важности стало открытие домовых храмов при красноярских больницах, как молебных комнат, так и отдельных благолепных церквей — во имя Веры, Надежды, Любви при Красноярской краевой клинической больнице №1, во имя апостола Луки при Дорожной клинической больнице на станции «Красноярск», во имя великомученика и целителя Пантелеимона — при Городской клинической больнице № 20. Предназначены они, в первую очередь, для тех, кто находится в лечебнице, но ходят сюда помолиться о здравии и обычные прихожане.
На сегодня у нас всё, дорогие слушатели, всего вам доброго и до новых путешествий в рамках проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек»!