Иногда, жителям Красноярска кажется, что за его пределами нет никакой жизни. Просто открытый космос. Сельский быт в миллионном городе кажется чем-то совершенно чуждым. Даже дачи с рыбалками и огородами — это только осколки города. Ведь дачников ничего не объединяет, кроме овощей. Нет сегодня у горожан своих традиций, совместных праздников, преданий. Соседи зачастую не знают друг друга даже по имени. В деревнях все иначе. В этом мы убедились в пятый день нашей исследовательской поездки.
На этот раз целью нашего маршрута стали места, так или иначе связанные с земной жизнью епископа Амфилохия (Скворцова), святого, образы которого сегодня можно встретить в храмах по всей епархии. Здесь, на сельском юге края, будущий святитель противостоял обновленчеству. В годы пребывания святого на минусинской земле, епархией руководил архиепископ Димитрий (Вологодский). Владыка нашел в Амфилохии, тогда еще иеромонахе, ближайшего союзника в борьбе за сохранение веры, против созданной большевиками «живой церкви».Первым местом, которое мы посетили, стал скит Покровского монастыря (фундамент которого мы видели в Зеленом Боре), точнее, то, что от него осталось. В нескольких километрах от деревни Большая Иня, в глухом лесу, некогда располагалось отдаленное подворье женской обители. В начале XX века была сильна традиция крестных ходов в это удивительное место. По преданию, местный крестьянин нашел в овраге медный крест, на месте которого позже возвели каменную часовню. В этих местах от атеистических властей скрывался святитель Амфилохий.
Лес здесь действительно сказочный. До пригорка, где некогда располагался скит, мы добирались с трудом. Ложбины, по которым нам пришлось передвигаться, заросли густыми мхами — в них при каждом шаге проваливались ноги. Солнечные лучи едва пробивались сквозь кроны деревьев. Так что нам пришлось немного поплутать. Зато впечатления от этой лесной прогулки остались самые замечательные.Но открытие ждало нас впереди. Без помощи сопровождавшего нас отца Георгия Потылицына мы никогда бы не распознали места, на которых когда-то стояли скитские постройки. Сейчас они выглядят как глубокие ямы. В том, что раньше здесь были здания, мы убедились, лишь обнаружив остатки фундамента: кирпичи и местный строительный камень, красноватого цвета. Когда скит был закрыт, постройки разобрали и целиком вывезли в Большую Иню, где использовали при строительстве школы. Впрочем, школу эту тоже потом вывезли за деревню, и свалили в виде курганов.
Мы взяли с собой металлоискатель и лопату, но, честно, не надеялись что-либо обнаружить. Скит словно стерли с лица земли. Но уже через несколько минут работы устройство издало характерный звук. И мы начали копать… Сейчас нам кажется, что это место может таить в себе еще много интересных находок. А пока в фонды «Касьяновского дома» поступили лишь металлические, скорее всего, жестяные фрагменты. Определить их нам пока не удалось. Скорее всего, это элементы отделки зданий, возможно даже часовни.
Сегодня это место посещают только грибники. Местные жители совершенно забыли, как их предки совершали крестные ходы к лесному скиту, участвовали в богослужении у часовни. Не помнят здесь и Амфилохия (Скворцова)… Само место, по словам отца Георгия, удалось отыскать совсем недавно. Что стало с его насельницами, сегодня можно узнать разве что в минусинских архивах. Удастся ли нам это — еще не известно.
Из утраченного скита мы отправились в Кочергино, новый женский монастырь, где нас встретила игумения Евфросиния. Матушка поведала о быте и духовной жизни современных монахинь и устроила настоящую экскурсию. Обитель при разрушенной Вознесенской церкви основала оставшаяся в памяти многих жителей края игумения Екатерина (Бальва), возродившая и Благовещенский женский монастырь в Красноярске.
По словам сегодняшней настоятельницы, матушка Екатерина и сейчас помогает обители. Случались даже настоящие чудеса. Отовсюду в монастырь приезжают паломники и обязательно останавливаются у могилки игумении Екатерины, которая уже в восемьдесят с лишним лет взялась за возрождение женского монашества на юге края.Далее мы вместе с курагинским священником Игорем Корнатовским посетили Белый Яр. Некогда здесь служил будущий епископ Амфилохий. Сейчас от молитвенного дома, где собирались верующие, ничего не осталось. Но есть надежда: на его месте поставлен фундамент будущей часовни. Инициаторами строительства стала пожилая чета, неравнодушная к истории своей деревни. По словам отца Игоря, сегодня в деревне есть самобытная традиция: когда человека сопровождают в последний путь, машина с телом всегда останавливается возле места, где некогда стоял молитвенный дом. Это в очередной раз убедило нас в том, что в народе жива память, память почти интуитивная.О народной памяти мы поговорили в Курагино, конечной точке нашего маршрута этого дня. Старшее поколение здесь почти полностью крещено мирянами, ведь священников в советское время в округе не было. Старожилы рассказали нам о местных традициях, о том, как все постепенно приходили к более осознанной вере. Высокую церковную культуру, книжную духовность, здесь некогда восстанавливал священник Александр Васильев. Многие жители села хорошо помнят батюшку. Он, человек из мира столичной интеллигенции, однажды приехал в Курагино и остался здесь навсегда. Этот священник был первым, кто начал восстанавливать искусство иконописи в нашей епархии. Обо всем этом мы разговаривали стоя у его могильного креста…
Весь этот день часть нашей экспедиции трудилась в минусинских архивах, фиксируя важные для нас документы на фотокамеру. Несмотря, на нашу удивительную поездку, впечатления, полученные в музейных фондах, оказались не менее сильными. Мы узнавали историю борьбы за духовную свободу из разных источников: из запылившихся личных дел и детских воспоминаний местных жителей, из примеров молитвенного почитания наших современников и описаний реалий жизни начала прошлого века… Пятый день, проведенный в дороге и музейных архивах, стал одной из самых важных вех нашей экспедиции.