Весь четверг мы провели в Минусинске. С утра экспедиция разделилась на две группы, одна из которых работала с историческими документами в архиве, а другая вместе с сотрудниками Мартьяновского музея изучала старую часть города.
В архиве нашлось много уникального, еще не изученного материала по истории Церкви 20-30 г.г. прошлого века. В том числе, мы обнаружили документы, напрямую касающиеся жизни архиепископа Димитрия (Вологодского). Особенно нас заинтересовали темы Гражданской войны и обновленчества в Церкви. Ведь на этой земле кровопролитие началось с Минусинского восстания, одной из первых жертв которого стал еще один герой нашего проекта – священник Михаил Щербаков.Что касается обновленчества, то Владыка Димитрий был главным противником этого движения на юге края (на севере, с так называемой «живой церковью», боролся святитель Лука). После прибытия в Минусинск Димитрия (Вологодского), уже в архиерейском сане, обновленчество стало стремительно сдавать позиции. В самом скором времени в лоно «тихоновской» Церкви вернулось 95 минусинских и усинских приходов. Священники, ушедшие было в раскол, каялись в присутствии молящихся, принимали епитимьи, церкви заново освящали…
Исторический Минусинск, подобно архивным источникам, может рассказать о многом. Старые купеческие дома соседствуют с памятниками партизанским лидерам, а советские универсамы — с огромными полуразрушенными соборами. Современность тоже наложила на город свой отпечаток, часто не самый приятный: двухсотлетние избы и кирпичные постройки, отделанные сайдингом, смотрятся, прямо скажем, неприлично. Но улицы города помнят рассвет торговли, Гражданскую войну, индустриализацию… Музейщики показали нам крыши домов, на которых некогда красные устанавливали пулеметы, обороняясь от колчаковцев. Сильное впечатление производит дом купца Вильнера, словно перенесенный в Сибирь из Петербурга. Даже сейчас, только начав возрождаться из руин, он выглядит великолепно. Еще один памятник под открытым небом – старое Минусинское кладбище. Именно здесь состоялось важнейшее событие, к которому мы готовились задолго до нашей экспедиции. Каждый ждал этой встречи по-особенному, не делясь с коллегами. На погосте, в последний жаркий день лета, мы встретились с Владыкой Димитрием. Это была его могила, в дальнем, во многом заброшенном конце кладбища. Удивительная картина: в тишине к заветному месту стекались люди. Минусинская интеллигенция, духовенство, люди, которые не знали лично этого человека, но глубоко уважают его жизненный подвиг.
Почти восемьдесят лет назад верующие перенесли в это место тело своего архипастыря. Существует легенда, что его, как в первые века христианства, выкупили у тюремного сторожа. И еще говорят, что и самого охранника впоследствии расстреляли. Сегодня на могиле, где покоится тело Владыки, стоит крест из черного камня, с выгравированной на нем надписью: «Высокопреосвященнейший ДИМИТРИЙ (Вологодский), архиепископ Минусинский и Усинский», но в советское время памятник был спаян из металлических труб и совершенно не привлекал к себе внимания. Так что случайный прохожий вряд ли бы понял, что на этом месте похоронен архиерей. Когда все собрались у креста, началась заупокойная лития. Священник Сергий Круглов совершил богослужение прямо внутри ограды. Под пение «Святый Боже» каждый думал о чем-то своем. О мученическом подвиге минусинского Владыки, о том, какие ужасы пережила наша страна в XX веке, о том, куда мы все движемся, о собственной жизни. Возможно, кто-то молитвенно обращался к еще неканонизированному архиепископу Димитрию. Ведь то, что он прошел, — смутные времена, братоубийственную войну, жестокие гонения — так пугает нас всех и сегодня.
После литии и пастырского слова отца Сергия, руководитель нашей экспедиции Геннадий Малашин попросил присутствующих высказаться, поделиться своими мыслями и переживаниями. Директор Мартьяновского музея Людмила Ермолаева открыла нам, как минусинцы способны хранить память о временах, казалось бы ушедших. А историк Александр Шекшеев из Абакана поделился радостью от того, что когда-то ему почти в одиночестве приходилось изучать историю жизни Владыки Димитрия, а теперь она становится все более известной и узнаваемой, в том числе среди людей далеких от исторической науки.
Но что это был за период, когда расстреливали невинных людей и уничтожали красивейшие памятники архитектуры? Неужели это была кара Господня, как во времена разрушения Иерусалима, о котором плакали ветхозаветные пророки? Если это так, не стоит ли нам задуматься уже сейчас, пока еще не поздно? И вечером четвертого дня мы поговорили именно об этом на первом выездном вечере из цикла «Касьяновские четверги».
В минусинский библиотеке № 7 имени В.Г. Яна собралась привычная для нашего формата аудитория: священнослужители, ученые, студенты, творческая интеллигенция. Здесь впервые на юге края состоялась презентация фильма «Эхо Гражданской войны», посвященного жизни и мученической смерти священника Димитрия Неровецкого (уже канонизированного святого). Этот фильм не биография, не воспроизведенное житие, а размышление над сутью истории. Почему в наш мир вторглось невообразимое зло, заставившее людей убивать друг друга сотнями тысяч и миллионами? Что за идеи породили эту кровавую смуту? Слышится ли эхо Гражданской войны сегодня?
Реакция на фильм была разной. Но затронул он, безусловно, каждого. Здесь, в минусинской котловине, особенно в деревнях и селах, еще гудит «эхо Гражданской войны». В это сложно поверить в миллионном городе, где люди уже давно потеряли семейные предания. Большинство наших зрителей глубоко задела история, развернувшаяся в далеком Апане. Правда, некоторые пытались возразить в духе: «белые убивали красных, красные защищались». И, дискутируя, мы пытались понять – возможно ли повторение братоубийства?
С той поры, как Каин убил Авеля, люди спорят о том, кто прав, а кто виноват, ищут оправданий своим злодеяниям, водружают памятники палачам. В каждом селе, где мы были во время исследовательской поездки, стоят монументы, возвеличивающие подвиги красноармейцев. А место погребения священника Михаила Щербакова, убитого повстанцами, поросло густой травой. Помним ли мы тех, беззащитных, которых мучали и убили, как Владыку Димитрия? Нужна ли нам эта память? Бог знает своих святых, но, возможно, и нам нужно знать их.