18 июня стал третьим днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.
10.00. Прибытие в Новобирилюссы.
Переезд от Ачинска до Новобирилюсс занимает час. Впереди еще поездка в Бирилюссы, не меньше получаса в одну сторону. Решаем разделиться. Руководитель проекта, главный хранитель «Касьяновского дома» и ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Геннадий Малашин и сотрудник «Касьяновского дома» Илья Бобрик отправляются в архив Бирилюсского района. А мы встречаемся с настоятелем сельского Свято-Троицкого храма, протоиереем Сергием Маханько, и отправляемся в деревню Петровку, где служил священномученик Михаил Каргополов.
10.50. Крест у дороги в Петровку.
Под Петровкой стоит поклонный крест, посвященный отцу Михаилу, установленный с помощью Братства православных следопытов в 2013 году на предполагаемом месте убийства святого. Здесь протоиерей Сергий Маханько и куратор экспедиции от Ачинского благочиния Красноярской епархии протоиерей Сергий Пигасов совершают молебен священномученику Михаилу.
11.30. Прибытие в Петровку.
На самом въезде стоит обелиск, посвященный убийцам отца Михаила — якобы красным партизанам, убитым в Петровке казаками спустя всего месяц после расправы над священномучеником. Обелиск зарос травой, как и многие дворы в опустевшей деревне.
Мы отправляемся к местной старожительнице, которая должна знать о событиях зимы 1919 года в деревне от своей матери, но, к сожалению, нам никто не открывает. Едва ли не единственный человек, кого удается застать во всей деревне — другая старожил из соседнего дома, 86 лет. Она слышала про церковь и священника, но вспомнить уже ничего не может. Рассказывает, что раньше село было богатое, «ой много народу жило!». А сейчас осталось человек, может быть, пятьдесят. Вся семья, говорит она, переехала в город больше десяти лет назад, но она не хотела бы переезжать. Здесь у нее хозяйство, все есть, все растет, и у кого вдруг чего не оказывается, с теми она всегда может поделиться.
13.00. Возвращение в Новобирилюссы. Районный архив.
Во время нашего разделения оставшаяся в Новобирилюссах группа достигла больших успехов — в предоставленных документах нашлись ценные сведения об отце Михаиле и других священниках и церковнослужителях деревни, которые послужат основой для дальнейшей исследовательской работы в архивах. Обсудив эти факты с остальными участниками группы, уже вместе отпрвляемся в Бирилюсский краеведческий музей.
13.30. Новобирилюссы. Краеведческий музей.
В музее мы встречаемся с директором музея, Коденко Еленой Михайловной, и сотрудниками музея. Обмениваемся с музеем материалами об отце Михаиле и близлежащих поселениях, для нас проводят небольшую экскурсию. В экспозиции музея есть витрины, посвященные чтимым в районе святым.
В свою очередь, Геннадий Викторович передает музею в дар свою монографию «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого». А мы устанавливаем на входе в музей первый за время поездки стенд с информацией о новомучениках ачинской земли.
15.00. Прибытие в Бирилюссы.
В Бирилюссах, в первую очередь, обед, организованный стараниями отца Сергия Маханько. Нас встречает местный рыбак Валерий, который следит за часовней новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Именно к этой часовне мы и отправляемся. Часовню тоже поставили с помощью Братства православных следопытов в 2008 году, на месте бывшего храма. Рядом фундамент — начинали строить капитальную часовню, но закончить тогда не получилось. Сейчас здесь только икона на деревянной стене под небольшой крышей, отдаленно напоминающие беседку, и заборчик. Сопровождающие нас священники совершают молебен собору новомучеников, и мы отправляемся дальше.
Приезжаем на кладбище, где находится могила чтимого в этих местах епископа Кнешемского Василия (Преображенского). Кладбище кишит комарами, но нас это не останавливает. И здесь совершается краткий молебен.
Посещение болотистой бирилюсской земли стало для нашей команды своего рода паломничеством. Хоть нам и удалось получить ценные кадры в этих местах, наверное, самым главным для нас здесь стала именно наша молитва, обращенная ко святым, пострадавшим от рук гонителей.
17.30. Возвращение в Новобирилюссы.
В Новобирилюссах успеваем встретиться с Григорием Валерьевичем Сметанниковым, коренным жителем Орловки — деревни между Петровкой и Новобирилюссами. Он собирали сведения о событиях в Петровке у местных, он рассказывает о том взгляде на эти события, который существовал в деревне раньше, и мы тоже начинаем по новому смотреть на историю отца Михаила. Теперь уже точно ясно — нужно проводить серьезное масштабное исследование, сопоставлять известные факты из жизни не только самого священномученика и связанных с ним людей, но и всего края.
19.30. Возвращение в Ачинск.
День вышел долгим, и не тольо из-за дорог — многое удалось узнать, многое еще предстоит обдумать и изучить. Но завтра мы вернемся в Большеулуйский район, посетим последнее место служения и вероятное место расправы над священномучеником Владимиром Фокиным и встретимся с местными краеведами в районной библиотеке.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».