30 мая крупнейшие средства массовой информации России облетела новость: активисты санкт-петербургского и новосибирского отделений Всероссийского общественного движения «Народный собор» подписали обращение к мэру Новосибирска Анатолию Локтю с просьбой «проконтролировать ход» концерта небезызвестной группы «Ленинград» в столице Сибирского федерального округа.
Само выступление музыкантов в Новосибирске состоится 3 июня. К слову, сегодня они выступают в Красноярске.
«Проконтролировать ход» — под этой канцелярски-расплывчатой формулировкой активисты движения подразумевают исключение из программы выступления «Ленинграда» его нового хита — «В Питере — пить». По мнению «Народного собора», «клип содержит пропаганду алкоголизма, наркомании, хулиганства и насилия в отношении представителей власти, нецензурную брань. Также в клипе и песне высмеиваются представители полиции и формируется негативное отношение к правоохранительным органам».
Не больше и не меньше. К слову, меня всегда несколько забавляла подобная логика. Будто послушав пресловутую композицию, воодушевленные новосибирцы, включая стариков и грудных детей, начнут массово хулиганствовать, предаваться алкоголизму и наркомании и затем вершить насилие над представителями власти.
Данная инициатива создает прецедент: хотя история «Ленинграда» и неотделима от критики ревнителями высоких моральных устоев и полна различного рода скандалами, но, по выражению великого баснописца, «власть употребить» в отношении питерских музыкантов призывают впервые.
Это пробудило во мне любопытство: неужели «В Питере — пить» — это настолько ужасающе и аморально? Просмотрев клип, к такому выводу я не пришел. В нем повествуется о том, как различные типажи в рамках воспетого Гоголем «маленького человека», только уже современного Санкт-Петербурга (офисный работник, продавщица, полицейский, женщина-экскурсовод и иммигрант-таксист), столкнувшись с различными жизненными трудностями, впадают в совместный запой прямо на улицах Северной столицы.
Вот только в клипе присутствует вовсе не пропагандистский, а обличительный подтекст: запой — удел морально слабых людей, которые не могут конструктивно решать свои жизненные и психологические проблемы. Алкоголь и наркотики — это лишь уход от опостылевшей реальности. Об этих прописных истинах и поет «Ленинград».
Правда, нельзя не отметить, что коллектив свой пыл по вскрытию общественных язв за последние годы существенно подрастерял. Сравните хотя бы «Менеджер» (2003), обличительный памфлет всему постиндустриальному обществу, с тем же «В Питере — пить» или набившей оскомину той самой песней про женскую обувь. Кажется, сейчас Сергей Шнуров и его товарищи не обличают, а скорее эксплуатируют темы различных феноменов российского общества. Былая едкость и резкость сменилась понимающе-добродушной иронией.
Но благодаря этому люди узнают себя, своих друзей, коллег и родных в незамысловатых персонажах из клипов группы, и в этом, на мой взгляд, секрет популярности «Ленинграда», всю свою историю словно ходящему по лезвию бритвы. «Народный собор» уже имеет в своем активе победы над сомнительными театральными постановками и еще более сомнительными рок-группами. Но вот в этот раз шапка явно не по Сеньке: группа, которая поет про жизнь «маленького человека», нужна не узким кругам «посвященных», а широким массам людей. Так что и «В Питере — пить», и та самая песня о туфлях на длинных каблуках еще долго не исчезнут ни из Интернета, ни из повседневной реальности. Запреты здесь вряд ли помогут.
А вывод из всей этой истории такой же простой и очевидный, как смысл песен «Ленинграда»: песни с применением нецензурной лексики об алкоголе и наркотиках исчезнут из репертуара разных групп не по чьей-то указке, а лишь когда сами алкоголь и наркотики вместе с нецензурной лексикой будут исключены из нашей жизни.
А что думаете о творчестве группы «Ленинград» вы?
Помои — вот что я думаю про творчество группы Ленинград
Клипов не видел, но реклама в супермаркетах цепляет)))
Отличная статья! Спасибо автору!