Cегодняшний день, 24 апреля 2016 года, без сомнения, ждали миллионы людей по всей планете. Не спешите заглядывать в календари, нового праздника там не появилось. Астрономы не обещали звездный дождь, а Олимпиада будет только осенью. В свет всего-навсего выходит новый, шестой сезон нашумевшего сериала «Игра престолов».
«Ты смотришь „Игру престолов“? Как это можно смотреть, там же одни убийства и порнография?!», — спросила однажды меня одна знакомая. «„Игра престолов“? Это где драконы, магия и какие-то снежные зомби? Нет, сказки это не мое», — сравнительно вежливо отклонил мое предложение приятель, просивший совета, какой сериал начать смотреть.
Нельзя сказать, что оба мнения полностью ложны: и сцены жестокости, и тема магии (притом, не всегда светлой) в сериале присутствует, поэтому он и рассчитан на взрослую аудиторию. Но главные ли это средства сериальной саги в борьбе за признание аудитории? Быть может, обвиняющие создателей сериала в пропаганде аморальности и эксплуатации фэнтезийного наследия прошлых лет попросту не видят за деревьями леса?
Реализм выдуманного мира
Стоит начать с того, что сериал основывается на цикле произведений «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина. Примечательно, что тот поначалу считал жанр фэнтези несерьезным и детским. Поэтому, взявшись за «Песнь» он постарался максимально отойти от канонов жанра, вроде прекрасных дев, благородных воинов и примитивных злодеев, которые сами все делают для того, чтобы проиграть. Как признавался сам «отец» саги, исторические романы Мориса Дрюона или Александра Дюма-старшего послужили ему большим подспорьем при создании своего детища, чем собственно фэнтезийная литература.
Сейчас сериал, который все более и более расходится в деталях повествования со своим прародителем, «обогнал» книгу, в чем дополнительная интрига шестого сезона — «читающие» зрители не имеют никаких преимуществ над сериальщиками.
Подкупает основательность Мартина в создании своей вселенной, редкий пример для современной фантастики и фэнтези. Возьмем, например, успешно экранизированные «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Что мы знаем о деспотичной империи Панем? Ей правит диктатор Сноу, она состоит из двенадцати полуголодных дистриктов и жирующей столицы Капитолия. Регулярно для потехи столичных жителей проводятся гладиаторские бои юных провинциалов — Голодные игры. Но как возвысился Капитолий? Как Сноу пришел к власти? Кто его поддерживает? Почему огромные дистрикты позволили столице так себя угнетать в течение десятилетий? Во что верят их жители и какие песни они поют? Ничего из этого читателю не объясняется. И это еще далеко не самый удручающий пример.
«Игра престолов» подходит к своему «сеттингу» гораздо скрупулезнее. Даже вскользь упоминаемым периферийным городам и государствам дается предельно информативная характеристика — хоть статью на «Википедии» пиши. Мелочей нет: гербы с девизами, ставшие визитной карточной эпопеи, финансы и форма правления, комплектование армии и транспорт, природные условия и религия, — все это отражено как в книгах, так и в сериале.
Сразу становится ясно: тут нет такого, что такой-то народ и такая-то страна изначально хорошая, а другая страна и другой народ изначально плохие. Нет, мы видим живых людей, со своими обычаями, верой, языком, культурой и условиями жизни. Людей, одинаково стремящихся к счастью и благополучию, просто по-разному их понимающих. «Простой народ вымаливает дождя, здоровых детей и лета, которое никогда бы не кончалось. Игры высоких лордов возле престолов их не волнуют, лишь бы знать оставила народ в покое. Так было всегда».
Жители Железных островов нападают на поселения Вестероса не потому, что они по умолчанию плохие (как толкиеновские орки), а из-за того, что не могут выжить иначе: каменистая почва и скудные недра островов делаю невозможным как земледелие со скотоводством, так и добычу руд. Здесь мало-мальски знающему историю человеку очевидна отсылка к викингам. И таких параллелей, на уровне стран и народов, исторических персонажей и целых событий во всей серии книг и, соответственно, в сериале, полным-полно.
Невыносимая относительность добра
Конечно, американец Мартин в первую очередь черпал вдохновение из более известной ему истории Великобритании: тут и приобретший циклопические масштабы Стены Адрианов вал, и Элеонора Аквитанская в образе Кейтилин, и Ричард III, ставший Тирионом, и непримиримые враги, Йорки и Ланкастеры, сохранившие свои фамильные цвета, но сами фамилии чуть-чуть сменившие (на Старков и Ланнистеров, соответственно), а благородные разбойники Робин Гуда стали Братством без Знамен.
Вдвойне приятно, что автор саги, несомненно, знаком с историей более близкой нам Византии, иначе откуда бы еще он мог позаимствовать впечатляющую сцену сожжения нападающего на Королевскую Гавань флота «диким огнем» в конце второй части повествования. Ну и настоящая отдушина для русскоязычных фанатов саги — мимоходом упомянутый вольный город Норвос, расположенный где-то на севере восточного континента Эссоса. Про него известно, что там холодно, горожане почитают как правителей своих бородатых жрецов, гордятся своими огромными храмовыми колоколами и лакомятся ковригами с ягодами и кедровыми орехами. Чем не наш средневековый Великий Новгород?..
Впрочем, я увлекаюсь. Добавим еще один плюс саги: нешаблонно прописанные персонажи вкупе с отличной актерской игрой. Следя за развитием сюжета, постепенно привыкаешь, что в нужный момент, казалось бы, изученный вдоль и поперек персонаж может в корне изменить свое поведение. Мудрый и отважный лорд становится безропотно идущим на собственную казнь простаком, его не менее отважный и мудрый сын — недальновидным и безрассудным правителем, попросту вынудившим своих злопамятных вассалов затеять заговор, а безжалостный наемник — единственным, кто может перечить сумасбродному королю-деспоту. Поведение человека в «Игре престолов» трудно однозначно оценить с точки зрения этических норм. «Клятв так много. Только и делаешь, что клянешься. Защищай короля, слушайся короля, слушайся отца, защищай невинных, охраняй слабых. А если твой отец презирает короля? А если король убивает невинных? Слишком много обязательств. Что ни делай, какую-нибудь клятву да нарушишь».
Вообще, и Мартин, и тандем сценаристов Давида Бениоффа и Дэвида Вайса подводят нас к мысли: любая, даже самая благородная идея, возведенная в абсолют, может быть губительной. Будь то защита своих законных прав на престол или даже любовь к своим детям. И даже уничтожение рабовладения не обязательно принесет счастье ставшим свободными рабам: «Считать всех своих врагов чистым злом очень заманчиво, но в любой войне с каждой стороны есть и добро, и зло».
Не шокировать, но передать эпоху
Оттого и неоднозначные с точки зрения морали сцены смотрятся в сериале вполне гармонично. Они призваны не шокировать, заостряя на себе внимание зрителя, это не фильмы Квентина Тарантино. Скорее, такие эпизоды раскрывают дух эпохи, опять-таки отсылая к реально имевшим событиям в средневековой и античной истории (например, у пресловутой «Красной свадьбы» два реальных провозвестника в прошлом Шотландии). Да и зачем, собственно, копаться в истории других народов, когда и в прошлом России мы можем найти примеры жестоких казней, расправ над ближайшими родственниками, немотивированных убийств мирного населения.
Поэтому обвинять «Игру престолов» и «Песнь льда и пламени» в превозношении жестокости и извращений не уместнее, чем рассматривать «Семнадцать мгновений весны» как нацистскую пропаганду. К тому же распутство и жестокость и в сериале, и в книге уже вышли боком мастерам сомнительных моральных деяний (особенно показательна судьба дома Ланнистеров, которые, запутавшись в собственных пороках и коварстве, движутся к краю пропасти). Остается только гадать, какова будет судьба «полюбившихся» зрителю семейств Болтонов и Фреев, но, рискну предположить, они свое получат с процентами.
И напоследок — насколько важна для сериала тема магии? Мастерство и писателя, и создателей сериала позволило равномерно распределить ее по самым разным сюжетным линиям, при этом умело адаптировав ее к суровой реальности. Умение пользоваться магическими существами или волшебными силами — отнюдь не гарантия успеха в политических баталиях. Жрецы зловещего культа могут с помощью темной магии убить конкурента в борьбе за престол, но не склонить все семь королевств перед властью незадачливого претендента. Огнедышащие драконы могут помочь захватить город, но в управлении им становятся, скорее, обузой. Конечно, есть еще, по сути, изолированная от остальных линия Брана Старка, эдакий бонус для поклонников произведений о Гарри Поттере или стране Нарнии, и весьма пунктирно обозначенные инфернальные Белые Ходоки с далекого севера, но в центре внимания пока не они.
А в центре внимания по-прежнему чувства, амбиции и поступки множества людей — правителей, царедворцев, воинов, наемников, купцов и ремесленников. Кто-то стремится к власти, кто-то — к богатству, кто-то — просто пытается исполнять свой долг, а некоторые и вовсе стремятся разрушить существующий мир, создав на его обломках новый.
«Властью обладает тот, кто убеждает в этом остальных». И новый сезон, и новая книга призваны разрубить затянутые ранее гордиевы узлы сюжета, а их накопилось порядочно: в «Игре престолов» по-прежнему можно либо победить, либо погибнуть. Поэтому всем поклонникам саги желаю приятного просмотра и выражаю надежду, что недоброжелатели и равнодушные, прочитавшие эти строки, проникнутся желанием вступить в наши ряды.
В материале использованы кадры из сериала «Игра престолов»