14 августа 1457 года в городе Майнц (земля Рейнланд-Пфальц современной Германии) был выпущен экземпляр печатной Библии, «Майнцская Псалитирь», ставшая первой напечатанной книгой в истории человечества.
Выпуск издания стал итогом почти двадцатилетних трудов майнского ювелира Иоганна Гутенберга (1400 — 1468) по созданию основ книгопечатания. Мастеру в ходе своих трудов пришлось брать огромные по меркам того времени суммы денег в долг под солидные проценты. В конечном счете, крупнейший из его кредиторов, купец Иоаганн Фуст, инициировав судебную тяжбу, сумел в 1455 году отобрать у Гуттенберга типографию и переманить к себе его учеников.
Фуст, присвоив себе плоды чужой кропотливой работы, завершил работу над созданием первой печатной книги. Авторами «Майнцской Псалтири» по выходным данным значатся именно он и один из учеников Гуттенберга, Петер Шеффер, переметнувшийся к купцу от своего учителя. Тем не менее, история расставила все на свои века: имя Иоаганна Гутенберга известно каждому современному образованному человеку, а многие ли знают Фуста и Шеффера?
Да и сам основоположник книгопечатания, несмотря на все трудности, сумел продолжить свои труды, имевшие колоссальное значение для всей мировой цивилизации. Гутенберг нашел более добросовестного компаньона, цехового старшину Конрада Гумери, и в новой мастерской выпустил еще один вариант печатной Библии и ряд изданий меньшего формата.
А что же из себя представляла та самая «Майнцская Псалтирь»? Гутенберг стремился создать наиболее точную копию рукописной книги, потому и одни и те же буквы могли иметь разный вид в первой печатной Библии, а часть знаков была вписана от руки. Всего в одном экземпляре насчитывалось 1272 страницы; четыре страницы составляли один лист.
«Майнцская Псалтирь» была дешевле на треть рукописных изданий, однако, все равно оставалась невероятно дорогой даже для состоятельных современников. Неудивительно, что большую часть тиража (около 180 экземпляров) приобрели монастыри, соборы и университеты того времени: многочисленных немецких княжеств, Англии, Швеции и Венгрии.
Сейчас первая печатная книга является редчайшей библиографической ценностью. Всего к XXI веку сохранилось менее 50 образцов «Майнцской Псалтири», из которых лишь менее половины являются полными. На аукционах стоимость даже одного листа из гутенберговской Библии может достигать почти сотни тысяч долларов. А, например, покупка полноценного экземпляра одному из японских университетов в 1987 году обошлась в почти пять миллионов в американской валюте.
Интересно, что католическое духовенство весьма негативно отреагировало на появление книгопечатания. И это неудивительно, ведь изобретение Гутенберга, который хоть и сам был благочестивым католиком, подрывало основы идеологического господства Ватикана в современном мире. Следствием печати книг стал рост числа образованных людей, которые уже сомневались в том, следует ли Римско-Католическая Церковь евангельским идеалам.
Так что Реформация и появление протестантских деноминаций без изобретения скромного ювелира из Майнца были бы попросту невозможны. Невозможными стали бы и труды национальных первопечатников, в том числе и русского мастера Ивана Федорова. Невозможной была бы и вся известная нам мировая история.