Сначала — о конце. Финал картины «Разные судьбы», снятой в далеком 1956 году — мечта обывателя, который таится внутри каждого киномана. Фильм оканчивается хеппи-эндом в квадрате — справедливым воздаянием каждому из главных героев. Хорошие получают короба личного счастья, плохие — тоску и одиночество. По делам своим, да еще и при жизни. За такие концовки многие сограждане втайне почитают наивные индийские фильмы. Словом, посмотрев эту советскую драму, испытываешь чувство глубоко морального удовлетворения.
Про что
Ленинград. Почти любовный квадрат: Соня (Татьяна Конюхова) любит Степу (Георгий Юматов), Степа любит Таню (Татьяна Пилецкая), а Таня благоволит Феде (Юлиан Панич). Так и хочется написать — а Федя любит Соню, но нет, он тоже любит Таню. Красивая Таня же любит только себя и злобно щурит глаза с первых минут киноистории (этот взгляд еще сыграет плохую шутку с актрисой Татьяной Пилецкой, но об этом чуть позже).
В компании друзей-выпускников школы, готовящихся в институты — только эгоистичная красавица не вызывает симпатии зрителей.
Другие герои настолько душки, что совершенно не понятно, каким боком в их круг занесло капризную фифу.
Славная Соня, набравшись храбрости, прямо говорит Степану о своих чувствах. Тот в ответ признается ей в светлой дружбе, а потом открывается Тане. Но Таня отвергает его и выбирает обаятельного Федю, который кажется ей более перспективным. Степа уезжает лечить тоску в Сибирь (правильно, а куда еще?), учится там на вечернем отделении вуза и работает на заводе. Не теряющая надежды Соня отправляется за ним…
Тем временем Таня выходит замуж за Федю и начинает пить его кровь. А потом и вовсе бросается в омут измены, заводит любовника — известного композитора средних лет. О чем супруг Тани узнает совершенно случайно, от коллег по таксопарку, куда он устроился, чтобы обеспечить жене достойную жизнь. Неверность любимой женщины настолько потрясает Федора, что тот сваливается с сердечной болезнью. Но за страдания он получает скорый приз с доставкой на дом, даже не успев толком поболеть. Как нельзя кстати, приезжает прекрасная девушка из Сибири (правильно, а откуда же еще?) — передать Феде посылку от друзей. И всем ясно, что милый Федя восстанет от одра и все-таки сделает правильный выбор.
Степа в суровом краю вдруг осознает, что его чувство дружбы к Соне — на самом деле ни что иное как любовь. Скоропалительно рождается позитивная крепкая советская семья, не зацикленная на деньгах.
Удел изменников — иной. Композитора, после выхода нового произведения жестко критикуют в прессе. Узнав о том, что артист впал в немилость СМИ, Таня тут же бросает его. И остается наедине со своим эгоизмом. Она пытается вернуть хоть кого-то — Степу или Федю, но поздно, все уже при женах или невестах.
Притом, что в «Разных судьбах» полно наивных поворотов, положительные герои — слишком уж положительные, а отрицательной героине досталось слишком много черной краски, фильм и сейчас любят многие россияне. Наверное, из-за харизмы молодого Юматова, и потому, что в картине сбываются подростковые мечты сограждан.
P.S.
Мне лично кажется, что сюжет «Судеб» отдаленно похож на сказку «Принцесса и свинопас», где горделивая и глупая королевна отвергла настоящую любовь и целовалась с кем попало, чтобы заполучить занятные штучки. Кстати, в нашей сегодняшней жизни таких случаев довольно много. Достаточно вспомнить, на что идут некоторые барышни нового смартфона. Хотя… лучше не вспоминать.
Факты из биографии
Уроженка Ленинграда с немецкими корнями, талантливая актриса Татьяна Пилецкая долгое время ассоциировалась у зрителей исключительно с Таней Огневой из «Разных судеб». Ей даже слали ругательные письма. Особенно возмущались поведением ее героини зрители мужского пола: они кляли Татьяну за неверность и скверный характер. Пилецкая воспринимала отзывы стойко, считала, это признание ее актерского мастерства. Но, к сожалению, из-за экранного образа стервозной женщины, она часто лишалась интересных ролей. Режиссеры долгое время видели ее лишь в одном амплуа.
Сейчас Татьяне Львовне 88 лет, она имеет звания заслуженной артистки РСФСР и народной артистки РФ, ею сыграно множество ролей в кино и театре.
— Пра-пра-прабабушкой Татьяны Пилецкой была известная личность — Луиза Графемус-Кессених, женщина — прусский офицер, улан, участница войны с Наполеоном 1812–1815 годов;
— Крестным отцом Татьяны Пилецкой стал известный художник Кузьма Петров-Водкин. Он написал портрет Татьяны, когда та была еще ребенком. Картина хранится в художественном музее Таллина;
— Во время учебы Пилецкой в Вагановском училище — академии русского балета, знаменитый скульптор Александр Пахомов слепил с нее фарфоровую фигурку балерины. Эта фигурка находится в Русском музее.
Римма Богачева
В материале использованы кадры из фильма «Разные судьбы»