Первый опыт редко бывает удачным
Недавно мне посчастливилось попробовать себя в пономарском служении. Скажу сразу, «служитель алтаря» из меня вышел никудышный. Кадило постоянно запутывалось, ладан еле-еле дымил, уголь постоянно гас. Даже записки на проскомидии я читал медленно, с трудом разбирая имена рабов Божиих. К тому же на мне и стихаря то не было.
Но все это не столь важно, первый опыт редко бывает удачным. Главное — это ощущение причастности к Таинству. Вдыхая в алтаре фимиам, как во сне слушая тихую молитву священника, я почти физически чувствовал, что в маленьком храме-вагончике совершается нечто космического масштаба. Помогать священнику при совершении Литургии, произносить пред Господом имена здравствующих и усопших — это большая ответственность и большая радость.
Главное — ощущение причастности к Таинству
За утренней службой священнику сослужил пономарь более опытный, следить за его действиями было чрезвычайно интересно. Он то кланялся специальным образом, то зажигал, то гасил свечу, ловко управлялся с кадилом, сортировал записочки по неведомым мне категориям. Глядя на все это, я понял, что пономари — не просто мальчики в стихарях, выполняющие роль «подсвечника» (как это может показаться за пределами алтаря), а самые настоящие церковнослужители, с широким кругом обязанностей и послушаний.
Пономарь — это страж храма. Само греческое слово «парамонариос» можно перевести как «привратник», «приставник». Древние функции такого служения заключались, прежде всего, в поддержании порядка во время богослужений, постоянном пребывании в святых местах. Пономари следили за храмовым имуществом, возжигали свечи (последнее сегодня почти полностью перешло к «церковным бабушкам»).
Пономарь — страж храма
Интересно, что слово «пономарь» типично, прежде всего, для сибирских епархий. На западе России, к примеру, чаще употребляется слово «алтарник». А в народе также ходят такие слова как «послушник» и даже «дьячок».
Сегодня обязанности этого церковнослужителя не ограничиваются охраной церковных врат. Пономари разжигают уголь для каждения, в целом следят за кадилом, совершают вход со свечами, а во время проскомидии читают поминания (за здравие, за упокой и т.д., то, что мы часто называем «записочками»). Кроме того, они выносят антидор, готовят теплоту, а самые опытные — читают Апостол.
Алтарники следят за чистотой в храме, протирают иконы, готовят облачения для священников. Вообще, послушания пономарей на разных приходах могут существенно различаться, варьируясь между обязанностями певчих, чтецов, звонарей и даже дворников.
Большинство алтарников — это школьники и студенты
Важно сказать, что сегодня для того, чтобы стать пономарем, не обязательно епископское руковозложение — достаточно благословение настоятеля храма. Так что, будучи служителем алтаря, новоначальный остается все тем же мирянином.
Некоторые прихожане уверены, что молодые дьячки уже сделали свой выбор и вскоре обязательно станут митрофорными протоиереями. Но это совсем не так. Подавляющая часть пономарей рано или поздно прекращает свое служение в алтаре: работа и семья занимают все больше времени. Так что сегодня большинство алтарников — это школьники и студенты. Пожалуй, есть еще отдельная категория: пожилые мужчины, вечные послушники. Одни пономари впоследствии становятся добрыми прихожанами, другие — охладевают к Церкви и лишь немногие принимают сан.
Не знаю, будет ли у меня еще возможность помогать в алтаре в Таинственное время Литургии, но мгновения моего послушничества, несомненно, стали для меня незабываемым духовным опытом. Ведь тот крохотный храм, в котором я неумело разжигал уголь, в те минуты казался мне бóльшим, чем храм Соломона. А алтарь преобразился в центр мироздания, в котором сам Бог совершал Таинство, отдавая себя людям.
Словарь:
Антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец (четвероугольная частица, вырезаемая из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово). Раздается молящимся в конце Литургии.
Кадило — один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев — ладан. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам.
Проскомидия — часть Литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения Таинства Евхаристии.
Просфора — специальный квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Употребляется для совершения литургии.
Стихарь — богослужебное облачение, длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами.
Теплота (запивка) — теплая вода с вином, или разведенным вареньем, или подслащенная (в некоторых случаях — просто остывший кипяток), которую причастники вкушают с ломтиком просфоры или антидора сразу после причащения.
Пономарил и делился опытом Юрий Пасхальский
Для газеты «Православное слово Сибири» и сайта «Касьяновский дом»