Фарман — братья и самолеты

3 даты, 3 брата и одна фамилия: Фарман в истории авиации

Louis_Paulhan_flying_with_a_passenger_(Mrs._Dick_Ferris-)_in_his_Henry_Farman_biplane,_at_the_Dominguez_Field_Air_Meet,_Los_Angeles,_January_1910_(CHS-5602)

Биплан «Farman III»

Итак, 136 лет назад, 21 марта 1877 года в Париже родился Морис Фарман, один из основателей авиазаводов Farman. Спустя ровно 31 год, 21 марта 1908 года, его брат Анри Фарман становится первым в Европе пассажиром аэроплана (пилотировал его Леон Делагранж). А спустя еще два года, 21 марта 1910 в Одессе Михаил Никифорович Ефимов совершает первый в России публичный полет на аэроплане. Аэроплане «Farman IV».

Maruice_Farman_1909

Морис Фарман в 1909 году

Братья Ричард, Анри и Морис Фарман, французы британского происхождения, — люди вообще выдающиеся. Старший, Ричард, — инженер, взявший на себя нелегкий труд по административному и финансовому обеспечению компании «Farman Aviation Works». Анри и Морис — вело- и мотогонщики (Морис выиграл первый в истории автомобильных гонок Гран-при), пионеры авиации. Они установили несколько рекордов, но главный успех всех троих — это конечно же их авиозаводы и самолеты. Самолеты Farman стали настолько популярны, что не только производились на других завдоах по лицензии, но стали именем нарицательным —«фарманами» стали называть все бипланы схожей конструкции, а созданная братьями авиационная компания стала первым международным авиаперевозчиком.

Но время всегда берет свое. В 1933 компания братьев Фарман слилась с рядом других французских авиационных компаний в Air France, и утратила фамильное имя, а в 1937 Air France была национализирована правительством Франции. Братья отказались остаться в компании в качестве наемных работников, и путь их великих свершений закончился. Последний самолет, в названии которого использована фамилия братьев — Farman F.500 — был выпущен в 1952 году.

Sic transit gloria mundi.

 

Роман Бобров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *