22 марта по новому стилю отмечается день памяти преподобного Иоанна Лествичника (649) – автора «Лествицы», сочинения из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.
Икона сегодняшнего дня – «Лествица» из собрания монастыря святой Екатерины на Синае, XII век. Несколько элементов, изображенных на иконе, стоит особо отметить. Так, ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. У святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени – нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, – вероятно, поэтому он его «заранее» подписал святым.
Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах – это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение – быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.
Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, – это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.
В правом нижнем углу стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления – учатся духовной науке.
Монахов на лестнице к Горнему постигают искушения – бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. В то же время ангелы, изображенные в левом верхнем углу, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и помогать монахам, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи – это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения – совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых – это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов – действительная помощь на пути.
Источник: За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна. Журнал о православной жизни «Нескучный сад», (31) 2008.