— 10 марта Петром I подписан первый в России государственный акт — «Генеральный регламент или Устав».
10 марта российские архивные работники отмечают свой профессиональный праздник — День архивов России. Архивы, библиотеки и музеи — это институты национальной памяти, хранилища бесценных исторических источников, которые открывают для нас сложную и многообразную нашу историю. Первые хранилища документов появились вскоре после появления самих документов, это были так называемые архивы-библиотеки древнего мира, где вместе хранились книги, документы и материальные ценности. Позднее архивохранилища обособились. В Древней Руси известны архив Новгорода в соборе святой Софии, Ларь Святой Троицы — архив Пскова, позднее — Царский архив и архивы приказов.
Первым законодательным актом, в котором были упомянуты архивы, был «Генеральный регламент, или Устав» Петра I от 28 февраля (по новому стилю 10 марта) 1720 г. Его первоначальный проект был составлен на основе шведского регламента «О порядке в канцелярии» от 22 сентября 1661 г. Генрихом Фиком, затем проект был отправлен на рассмотрение царю и Сенату. Петр начертал на нем требование исправить. Последняя редакция Генерального регламента была составлена обер-секретарем Сената Анисимом Щукиным и секретарем Сената Поздняковым.
Генеральный регламент определял порядок деятельности новых государственных органов управления — коллегий со всеми их структурными подразделениями. В том числе имелась и глава «О архивах».
Глава XLIV. О архивах
Книги, документы, дела, учиненные регистратуры, когда оные три года в канцелярии и в конторе лежали, потом в архив с роспискою архивариусу отдаются, токмо из того изъяты суть особливые уставы, регламенты и все те документы и книги, которые в коллегиях и канцеляриях и в конторах для справки, и правила их всегда при них имеют быть. И дабы коллегии и их канцелярии знать могли, куда и в которой архив им выше помянутые письма надлежит отдавать: того ради повелевает его царское величество иметь два архива, один всем делам всех коллегий, которые не касаются приходу и расходу, быть под надзиранием иностранных дел коллегии, а которые касаются приходу и расходу, тем быть под надзиранием ревизион-коллегии.
«Генеральный регламент» не определил особо обязанности архивариуса, как это было сделано в отношении и секретаря, и актуариуса, и даже копиистов, поэтому единственными обязанностями архивариуса согласно Генеральному регламенту становились прием и хранение документов.
Вскоре Петр I сделал попытку расширения функций архивов. Он хотел сделать архивы хранилищем не только коллежских старых дел, но также материалов со всей страны, которые имели историческую ценность. 20 декабря 1720 г. появился указ, предписывающий губернаторам и вице-губернаторам просмотреть и переписать все хранящиеся в местных епархиях грамоты, письма, летописи и другие исторические сочинения, снять с них копии и прислать последние в Сенат. Однако указ действия не возымел, поэтому в феврале 1722 г. Петр более жестко требует от епархиального начальства представить в Москву имеющиеся у них «куриозные, то есть древних лет рукописные на хартиях и бумаге церковные и гражданские летописцы, степенные хронографы и прочие им подобные» для того, чтобы с них могли сделать копии. Император заверял церковных иерархов, что подлинники непременно будут возвращены, как только копии с них будут сняты. Однако после повторного требования Петра рвения выказано было немногим больше, и идея Государя развития не получила.
Плачевное состояние архивов не раз вызывало реакцию Сената, который на протяжении всего XVIII века издавал указы для архивов.
В указе от 1726 г. Сенат требовал от сотрудников архивов содержать дела в сохранном месте, помещения архивов осмотреть и срочно залатать протекающие крыши, чтоб уберечь документы от воды. А уже пострадавшие столбцы рекомендовалось расклеить и высушить.
Указ 1736 г. предписывал строить для архива каменное здание с железными затворами и решётками на окнах.
В 1737 г. Сенат постановил все дела запечатывать, «дабы никто не мог чего покрасть», а также распорядился упорядочить все дела в соответствии с хронологией и составить обстоятельные описи. Описи эти архивисты должны были затем представить Кабинету Её Императорского Величества Анны Иоанновны.
И уже в следующем, 1738 г., вышел новый указ. Сенаторы распорядились основать при Архиве типографию для издания «собрания древних и новых трактатов между Россией и другими державами и иных публичных актов».
В 1768 г. Сенат постановил назначать в архивариусы только людей «трезвого жития и неподозрительных, в пороках и иных пристрастиях не примеченных». Руководителям архивов было предписано ежегодно проверять состояние своих учреждений, разбирать и описывать документы. В случае неисполнения этих требований Сенат грозил санкциями — как штрафами, так и другими видами наказаний.
Таким образом, Сенат издавал фактические руководства к действию для архивов и в какой-то мере пытался возместить недостаток архивного законодательства, однако зачастую действия Сената были направлены на решение локальных проблем, и его указы не могли кардинально изменить сложившуюся в архивах ситуацию.
Дальнейшая история российских архивов драматична, порой трагична и отражает ход общей истории России. Архивы создавались, объединялись, реорганизовывались, гибли во время революций и войн, эвакуировались, полностью, закрывались и вновь открывались для исследователей. Современные архивы намного более открыты для простых людей, чем это можно было себе даже представить во времена «Генерального регламента». Сейчас любой гражданин России может прийти в государственный архив и начать вести поиск по интересующим его вопросам, который может быть ограничен только государственной тайной, конфиденциальностью информации и плохой сохранностью документов. Конечно, не всё так просто с ведомственными архивами (МВД, ФСБ), и далеко не вся информация об истории, например, ХХ века сейчас доступна, но по мере истечения сроков засекречивания и конфиденциальности ежегодно тысячи дел по всей стране становятся доступными для изучения.