В конце ноября в Красноярске, как и во всех кинотеатрах страны, в широком прокате появилась тринадцатая по счету экранизация шекспировской пьесы-трагедии «Макбет» с одноименным названием. Итак, встретив множество отзывов и прогремев в мировом прокате еще весной фильм производства Великобритании с подачи австралийского режиссера при участии ирландца немецкого происхождения и француженки очутился в России.
Спустя множество режиссерских прочтений — от перенесения действа в Японию до переиначивания Шекспира «на новый лад» по праву ждешь от картины чего-нибудь «эдакого». И австралийский кинорежиссер Джастин Курзель не разочаровывает. Взору зрителей представляется средневековая Шотландия, раздираемая войнами, под управлением короля Дункана, свергнутого искушенным властью воином Макбетом (Майкл Фассбендер) не без помощи леди Макбет (Марион Котийяр).
С первых минут строки пьесы переселяются из книги на киноэкран. Поэтому если не удалось прочесть известную трагедию до просмотра фильма, вы обязательно «прочтете» ее на сеансе. Здесь можно было бы смело ставить высшую оценку, если бы не некая противоречивость в выражении изобилующих литературными оборотами слов классиков в устах жестких, реалистичных и пропитанных тяжким бременем героев. Но такова реальность шекспировской трагедии, и поаплодируем режиссеру за сохранение не только исходного текста, но и основного замысла произведения, что, к слову, не всегда соблюдалось в ранее выведенных на широкий экран «Макбетах».
Центральный персонаж — Макбет в исполнении Майкла Фассбендера — получился как нельзя лучше. Путь от доблестного полководца к беспощадному тирану и чудовищу пройденный Макбетом раскрывает глубинные слои человеческой психики и потаенных желаний, демонстрирует во всей красе муки совести, заглушаемые подсознанием, и наконец, обнажает слабость духа. Актеру не только удалось передать тот самый книжный образ истинного героя Шекспира, но и раскрыться для зрителя во всей полноте своего таланта. Макбет Фассбендера поражает своей исключительной правдоподобностью. За два часа просмотра не возникает ощущения наигранности или театральной вычурности. В него веришь и ему веришь, наблюдая за каждым шагом его души на необратимую кровавую дорогу деспота.
Но не будем забывать и о той, без кого в принципе невозможен Макбет. Марион Котийяр в роли леди Макбет позволила увидеть всю полноту противоречивых личностных граней заплутавшей героини. До последнего сохраняющая самообладание, она стала настоящим змеем-искусителем для своего мужа, толкнув его в пропасть грехопадения. И вновь настигает нас та особая атмосфера убедительности, которая сопровождает образ леди Макбет на протяжении всего фильма. Призыв дьявольских сил, молитвенное раскаяние, осознание ужаса содеянного и не заставивший себя ждать уход в мир иной в профессиональной актерской игре Котийяр драматичной реальностью вплетаются в нить киноленты.
Джастину Курзелю удалось составить невероятно удачный дуэт. И грядущая премьера нового фильма режиссера с участием обоих актеров лишь подтверждает это. И, несомненно, такой творческий бриллиант украшен не менее талантливыми актерами в лице Шона Харриса, Пэдди Косидайн, Элизабет Дебики и Дэвида Тьюлиса.
Немалое место в картине уделено призракам, преследующих Макбета. Его преследует убитый по его приказу лучший друг, а голос заглушенной совести и страха регулярно прорывается наружу в лице окровавленного мальчишки-подростка, погибшего в ходе судьбоносной битвы начала фильма. Этот сильный прием дополнил сложный образ Макбета, однако создатели фильма все же оставили неизвестным, кем этот мальчик приходился ему на самом деле. Разве что юноша явился воплощением подсознательного чувства вины будущего короля-истязателя, не уберегшего жизни не только многих молодых воинов, но и собственного ребенка.
Теперь об аудиовизуальном восприятии. Декорации, костюмы в сочетании с качественной операторской съемкой сочетаются столь органично, что едва ли не каждый кадр картины достоин отдельного места в фоторамке. Ощущение «здесь и сейчас» только укрепляется с каждым эпизодом. Это действительно тот самый случай, когда 3D формат был бы попросту не уместен. Примечательно, что все это действо сопровождается нотками музыки Джеда Курзеля (брата режиссера Джастина Курзеля), где шотландская волынка становится в один ряд с эпическими современными мотивами.
«Макбет» по версии Курзеля оказался серьезной, правдивой, наводящей на размышления кинокартиной. Это не развлекательное зрелище, и не наивное переложение классического произведения. После просмотра потребуется некоторое время, чтобы переосмыслить увиденное. Фильм не покорит каждого, но оставит неизгладимое впечатление у любого зрителя, если, конечно, этот любой захочет увидеть данную экранизацию. Ведь вечером в зале одного из красноярских кинотеатров собралось лишь четыре молодые девушки…
В материале использованы кадры из фильма «Макбет».