— Судить о музейном деле России только по Третьяковке или Эрмитажу нельзя. Большинство музеев, где сохраняются не только предметы, но и дух — это маленькие провинциальные музеи, многие из которых являются мемориальными. Фотограф Варвара Кузьмина представила на сайте Colta.ru материалы о об этих маленьких музеях и их хранителях
В каждом доме-музее есть две ключевые фигуры: человек, которому посвящен музей, и человек, который посвящает себя служению этому своеобразному культу. Героини этой серии — хранительницы провинциальных домов-музеев. Они работают там не по одному году, а в некоторых случаях — не один десяток лет. Часто это место работы не было их сознательным выбором, так складывалась жизнь, но со временем эти музеи становились чем-то большим, чем просто работой.
Формально эти музейные пространства принадлежат государству, но настоящими хозяйками домов являются хранительницы: именно они сохраняют атмосферу некогда жилого дома. Они готовы обстоятельно и всесторонне рассказывать о бывших обитателях и жизненном укладе ушедшего времени. В отличие от больших музейных пространств, здесь сокращается дистанция между людьми, есть ощущение камерности и интимности. Человек, которому посвящен музей, раскрывается для посетителей не только как ученый или деятель искусства, но и как личность со своими особенностями, причудами и интересами. Хранительницы работают с большой отдачей, но делают это не ради заработка, скорее, просто не могут по-другому. Это не громкая самоотверженность, а такая немного монашеская в самом светлом смысле этого слова. В эпоху бесконечных перемен они сохраняют самобытные места, где каждый новый день имеет право и должен быть похожим на предыдущий.
Из материала «Хранители времени» на сайте Colta.ru, больше фотографий и информации о музейщиках — в первоисточнике.