С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. шла Сталинградская битва. Весь мир следил за противостоянием советских и германских войск на Волге в районе Сталинграда (ранее — Царицын, ныне — Волгоград).
Сталинградский период – один из важнейших этапов Великой Отечественной войны, её перелом, в это время как никогда было необходимо единство фронта и тыла. Поэтому «период Сталинграда» был временем напряжённой работы тыла по всей стране, в том числе и в Красноярском крае. Ко второй половине 1942 г. в Красноярском крае перестройка экономики «на военные рельсы» в целом достигла больших успехов. Уже работали многие эвакуированные сюда заводы, размещённые на базе существовавших ранее предприятий. Население края переживало большой патриотический подъём, шло формирование 78-й Добровольческой Сталинской стрелковой бригады. На фронт бригаду провожали 16 сентября, красноярцы были уверены, что их отправят к Сталинграду, но им предназначался другой путь – Калининский фронт…
Работа красноярского тыла в годы Великой Отечественной войны — интереснейшая и сложнейшая тема. Здесь я коснусь её, опираясь только на один источник — газету «Красноярский рабочий».
Во второй половине 1942 г. важнейшие житницы Советского Союза находились либо на линии фронта, либо под угрозой скорого вторжения противника. В этих условиях возросла роль Сибири как поставщика продовольствия для действующей армии, поэтому все силы сибиряков, в том числе и жителей Красноярского края, были брошены на сельскохозяйственную работу.
На страницах «Красноярского рабочего» сводки о действиях на фронте и в тылу располагались рядом, создавая ощущение единства работы фронта и тыла. Начало Сталинградской битвы совпало в Красноярском крае с началом уборочной кампании. Она имела первостепенное значение для снабжения фронта. «Красноярский рабочий» регулярно помещал сводные таблицы о ходе уборочной.
В день начала сталинградских событий передовая статья газеты открылась словами: «Больше двух недель назад колхозы Красноярского края приступили к сенокосу. Учитывая всё возрастающие требования увеличивающегося общественного животноводства и нужды Красной Армии, в большинстве колхозов с первых дней сеноуборка проходила организованно, как правило, колхозники и колхозницы значительно перевыполняют дневные нормы. Работая методами нагорновцев, машинисты сенокосилок дают невиданную в мирное время выработку».
«Будем работать в поле так, как сражаются с фашистским зверьем наши советские войны», – призывали со страниц газеты колхозники и колхозницы артели «Путь крестьянина».
Весь край был мобилизован на уборочную кампанию. 18 июля «Красноярский рабочий» опубликовал обращение к детям и подросткам Хакасии с призывом активно включиться в предстоящую работу. В газете приводились примеры самоотверженного труда подростков во время последней посевной кампании: «Миша Чепсараков из колхоза «Аргыс Ленин» Аскызского района за весенний сев на паре лошадей вспахал 77 гектаров, то есть столько же, сколько давалось вспахать трактористу за сев, а Мише – всего 14 лет». Школьники активно работали на полях во всех районах края, в Ермаковском районе некоторые школьники в день выполняли 150 – 200% нормы.
5 августа со страниц «Красноярского рабочего» призвали начинать уборку отдельных участков полей, не ожидая созревания всего массива. Работая на сменных лошадях, иногда вручную, колхозники перевыполняли норму в разы. Во многих колхозах было принято не уходить с полей, пока не будет выполнена норма, некоторые трактористы работали почти круглые сутки. Напряженная сельскохозяйственная работа не прекращалась все это время. Еще не окончилась уборочная, а «Красноярский рабочий» уже призывал готовиться к севу.
Собранный хлеб прежде всего шел на нужды государства. На фронт отправлялись красные обозы с хлебом, достигавшие до полутора тысяч подвод. 6 января 1943 г. колхозники «Красного хлебороба» призвали организовать всекраевой красный обоз, обязуясь вывести 300 пудов хлеба. 14 января 1943 г. колхозники сельхозартели «Власть Советов» предложили отправить во втором всекраевом красном обозе 300 пудов хлеба и 50 пудов мяса.
Не меньшим героизмом отличались и промышленные предприятия, особенно рабочие Красноярской железной дороги, ПВРЗ, «Енисейзолота», Красноярского механического завода, Артёмовского и Туимского рудников. Самоотверженный труд на предприятиях края был высоко оценён: Артемовский рудник был признан победителем всесоюзного соцсоревнования, дважды победителем стал Красноярский механический завод, коллектив Боготольского депо вышел на второе место среди всех депо СССР. Высоко был оценён труд трактористок Красноярского края: «Наилучших успехов в соцсоревновании добились трактористки Московской области, Орджоникидзевского и Красноярского краев, и Коми АССР».
Ввиду отсутствия мужчин женщинам края приходилось осваивать новые, зачастую очень тяжелые мужские профессии. Корреспонденты писали о руднике в Туиме: «Почти весь коллектив фабрики состоит из женщин. Пора, наконец, внедрить женский труд и на горных работах. Как-то в начале войны на руднике пробовали научить женщин управлять перфоратором, но отнеслись к этому важному делу как к кратковременному эксперименту и до конца его не довели. Сейчас опять учат женщин забойному ремеслу. Надо надеяться, что теперь у туимских инженеров и мастеров будет больше настойчивости. Опыт показал, что женщины вполне могут работать забойщиками, откатчиками, взрывниками, рудовозами, буроносами».
Следует заметить, что повышения эффективности работы предприятия достигалось не только путём мобилизации всех сил предприятия и помощи сот стороны населения, но и путем сокращения штатов.
Однако «Красноярский рабочий» писал не только о трудовых подвигах тыловиков, но и о серьёзных недочётах работы тыла. Часто появлялись статьи, критиковавшие колхозы, совхозы, предприятия за срыв плана. Среди таких статей можно назвать «Срывают отправку грузов на Север» Н. Александрова, «Барометр показывает «ясно» и «Представитель райкома… охотится» (обе – К. Щук), «Игарские рыбаки в долгу перед фронтом» И. Цвейтова, «Жульнические махинации уярских руководителей» и др. Жесткие меры принимались в отношении тех горожан, кто уклонялся от уборочной кампании, а тем более тех, кто обвинялся в саботаже.
Помощь фронту жители края оказывали не только своим трудом, но и многочисленными материальными пожертвованиями. 26 июля «Красноярский рабочий» поместил сообщение о начале подписки на билеты второй денежно-вещевой лотереи. На 28 июля сумма подписки по краю достигла 18,6 млн. рублей. Рабочие и служащие типографии «Красноярский рабочий» подписались на суммы, составлявшие не меньше 20% своей заработной платы. Работницы Красноярской кондитерской фабрики Карчевская и Тотмина подписались на сумму, равную своему месячному окладу.
18 сентября со страниц «Красноярского рабочего» было объявлено о начале сбора помощи для ленинградцев. Сухобузимский район передал ленинградцам 110 центнеров картофеля, более 20 тонн было собрано в Советском районе. На средства красноярцев были созданы две танковые колонны: «Красноярский колхозник» (по инициативе колхозников артели «1 Мая» Усть-Абаканского района) и «Красноярский рабочий» (по инициативе рабочих Красноярского механического завода). Сбор средств шёл с большим энтузиазмом. Многие красноярцы жертвовали на танки все свои личные сбережения. Так Т.А. Орлова и А.В. Шадрина пожертвовали по 40 тысяч рублей, Л.Т. Клокова – 75 тысяч рублей, от красноярских железнодорожников поступило 2 144 770 рублей.
Героически трудились красноярские врачи. Красноярск был самой восточной точкой, куда доставляли раненых с фронта, здесь действовала сеть эвакогоспиталей, где день и ночь медицинские работники спасали раненых. Руководил эвакогоспиталями края бывший ссыльный – епископ Лука (в миру профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), выдающийся хирург, автор актуальной до сих пор книги «Очерки гнойной хирургии». В начале войны Лука находился в ссылке в Большой Мурте. Епископ написал М.И. Калинину о своём желании лечить раненых на фронте или в тылу, обязуясь по окончании войны продолжить отбывать ссылку. Работая в основном в эвакогоспитале №1515 (здание школы №10), епископ Лука регулярно осматривал поезда с прибывшими ранеными и наиболее тяжёлых направлял в свой эвакогоспиталь. Операции епископа-хирурга спасли жизнь и здоровье тысячам солдат, многие из которых вскоре вернулись в строй. Впоследствии в конце 1943 г. Луке Войно-Ясенецкому за книги «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов» была присуждена Сталинская премия, а в 1945 г. он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
С 1942 г. Лука (Войно-Ясенецкий) был назначен архиепископом Красноярским. В начале 1943 г. был открыт кладбищенский храм в Николаевке, где Лука регулярно проводил богослужения.
Работники образования и культуры также не оставались в стороне. Активно работали средние и высшие учебные заведения, часто объявлялся дополнительный набор на рабочие специальности. Театральные труппы гастролировали по городам и селам края. В декабре 1942 г. в Красноярске открылась выставка произведений художников и скульпторов, на которой были представлены 65 произведений живописи, 11 – графических, 7 скульптур, эскизы к «Окнам ТАСС» и гравюры на дереве. Среди представленных на выставке работ корреспондент отметил «Угон в рабство» В.Н. Федотова, «Кладбище фашистских танков» А.Я. Климанов, «Могила фашистских пиратов» Б.Я. Ряузова, «Казнь Саши Чекалина» Ф.И. Марьясова, пейзажи Д.И. Каратанова, гравюры А.И. Павлова.
В целом тыловая работа жителей Красноярского края была полна героизма, люди, не жалея себя, трудились для фронта на заводах и полях. Стахановское и нагорновское движения развивались, заводы, колхозы и совхозы брали на себя дополнительные обязательства. Свою роль в этом сыграла и работа прессы, в том числе самой газеты «Красноярский рабочий», которая создавала для жителей края ощущения единой борьбы с фашизмом со стороны фронта и тыла, прославляла героев войны и труда.