6 августа, как и каждый летний четверг, порадовал слушателей новыми лекциями вот уже на протяжении трех лет развивающийся образовательный проект «Open University». Андрей Казанцев и Ульяна Анохина — молодые амбициозные авторы идеи, которые в попытках заполнить пробелы в университетском образовании и обыкновенной жажде новых знаний организовали бесплатный летний университет на открытом воздухе. «Касьяновский дом» на правах культурно-просветительского центра не мог остаться в стороне и в прошлый четверг прослушал две пары интереснейших лекций, а заодно побеседовал с одним из авторов проекта — Ульяной Анохиной.
— Как быстро вы воплотили в жизнь задуманное?
Мы реализовали все буквально в три дня — от задумки до воплощения, по правилу 72-х часов, то есть первый шаг нужно делать в течение 72 часов с момента возникновения идеи. У нас получилось так — во вторник придумали, в субботу уже реализовали. Да, было непросто, потому что это были не того уровня лекторы, что сейчас вы видите. Это были наши друзья, знакомые. Но мы не боялись начинать с маленького.
— Как устанавливаете темы лекций?
— Первым делом мы запустили опрос, в ходе которого было опрошено 300 человек на самые разные темы: языки, видеосъемка, танцы, история, литература, русский язык и прочее. Мы спросили, что же людям интересно. И в приоритете были: путешествия, бизнес-планирование и изучение языков. Мы сконцентрировались на этих моментах, и первый год прошел довольно интересно с участием путешественников, различных историй о языках и проведением большого количества лекций по маркетингу. Но мы никогда не забывали о русском языке. Нас всегда интересовала чистота речи и грамотность. Также было актерское искусство, ораторское. Даже был целый блок лекций о том, как себя позиционировать на публике, как правильно говорить и проговаривать звуки.
Что касается второго, 2014-го, года, то там действовало направление «Путешествуй!» и «Делись опытом!». Соответственно, лекции, в основном, были связаны с путешествиями. Список тем есть в нашей группе «Вконтакте». Там же можно увидеть темы этого года.
В этом году мы выбрали девиз «То, что нельзя загуглить». Как не странно, здесь мы сконцентрировались в основном на науке — погрузились в историю, литературу. И даже получился у нас целый блок рассказов про Сибирь. Причем получилось это нецеленаправленно, но интересно. У нас уже была лекция про переселенцев в Енисейскую губернию, сегодня будет лекция про самоопределение Сибири и ее образ, а потом еще будет лекция про сибирский бизнес.
— Какие требования вы предъявляете к лекторам? Как эти требования изменялись по мере развития проекта?
— Изначально задумка была такая — лекции делать как две пары университетских, каждая из которых будет длиться не больше 40 минут. И это обязательно должно было быть совмещение теории и практики, т.е. использование игр, какой-либо интерактив. Сначала это было сильно развито. Так, например, мы организовывали мастер-класс по фламенко, звали преподавателей языковых школ. И все были довольны. Потом мы от этого отошли. Но независимо от того, были лекторы известные или нет, мы у них всегда просили план лекций. На первых порах я настолько жила проектом, что среди недели могла поехать на встречу с лектором и поговорить о том, что будет в лекции. Сейчас, конечно, такого не происходит. Но и людей уже берем уровня более подготовленного, у которых в арсенале уже есть пара-тройка прочитанных лекций. А если нет, как часто бывает с бизнесменами, то я им помогаю. Потому что у них есть крутой опыт, но, к сожалению, они не могут все это собрать воедино. И здесь я работаю как помощник по составлению плана. Не спич-райтер, конечно, но очень близко.
— Насколько часто с лекторами возникают проблемы?
— В основном, проблемы возникают с людьми среднего уровня в плане подготовки и с людьми, которые хотят прорекламировать себя за счет проекта. Как правило, они задают какие-то особые критерии, требуют много внимания. Если человек уже состоялся в жизни и достиг чего-то, имеет богатый опыт, то он не доставляет ни проблем, ни претензий. А вот с более простыми (и в то же время непростыми) людьми бывают проблемы. Например, неподготовленность человека бывает поводом для отказа с нашей стороны. Есть определенный дедлайн, и если он не выполняется, то мы вынуждены отказать. Бывают перемещения лекций по причине различных форс-мажоров. Здесь мы тоже вынуждены либо тревожить кого-то другого, либо совсем отменять лекцию.
На самом деле, это все самые обычные проблемы и явления. А еще бывают конфликты, когда мы в принципе отказываем в участии. И сейчас это распространенная ситуация. Раньше мы пытались доверять, честно принимали на веру все, что нам говорили. Но мы перестали это делать, после того как два лектора из социальной сети «Facebook» — один по спортивной тематике, другой по теме видеосъемки путешествий за рубежом подвели нас. Один просто не явился, другой рассказал лекцию за 20 минут, хотя я предупреждала, что лекция предполагает 1 час 20 минут, и если мы смещаем, то и чужое время смещается. А к нему должно быть уважение. В общем, после таких небольших «подстав» мы стали избирательно подходить, отказывать, особенно если видим, что план «сырой». Зачем тратить свое и чужое время? В этом смысле мы не то чтобы очень злые, но уважающие свое и чужое время. Наша планка запросов велика, потому что мы стараемся посещать сторонние мероприятия, выискивать лекторов на разных площадках, прослушивать разные уровни и делать выводы о том, будет ли это интересно. Поэтому половина подобранных лекторов прослушана собственными ушами, половина — по рекомендации хороших знакомых. У других мы просто тезисно проверяем конспекты будущих лекций. Бывает, что прокалываемся, но точно не чаще, чем два раза в сезон.
— Как о вас отзываются красноярцы и СМИ?
— Я могу разделить людей на две категории: слушатели, которые ходят, и которые следят за нами, но не ходят, такие «тайные наблюдатели». Возможно, СМИ — это третья категория, но там трудно говорить об отзывах, потому что это те люди, которые приходят и уходят. Они не понимают специфики проекта, берут только несколько интервью и все. Они не погружены в эту атмосферу. Конечно, со стороны СМИ идет освещение и, как правило, только в начале сезона. Потом все забывают, даже если ты высылаешь пресс-релизы. Нас часто спрашивают: почему вы не рассказываете о себе, почему мы узнаем о вас только сейчас? На самом деле, мы стараемся рассказывать, но мы же не можем заставлять СМИ говорить. Также как и оплачивать рекламу мы тоже не можем. Тут приходят на помощь бесплатные паблики.
Те, кто ходят, в большинстве своем счастливы и рады, что проект существует. Потому что он существует с большими проблемами последнее время — с местоположением, с инвентарем. Но те, кто ходит, самые лояльные. Они говорят, что можно поменять. На мой взгляд, они — люди непритязательные, и тут идет просто потребность в образовании и им неважно где. По крайней мере, опыт перемещений по городу показал, что наши слушатели вместе с нами перемещаются тоже.
А вот по поводу тех, кто следит издалека…Они, бывает, опускают различные едкие комментарии, что и громко, и плохо, и микрофон бы, и еще что-то. Но я таким предлагаю либо лично профинансировать проект, либо прийти и понять, что здесь достаточно комфортно. Здесь «рулят» слушатели, и они тут задают вопросы, правила. Можно вставать, уходить, есть, перебивать лектора, то есть делать почти все, что угодно. И если что-то не нравится, то можно менять это вместе. Вот такой вот подход у нас.
Супер негативных отзывов не было, наверное. Разве что в личных письмах только потому, что мы отказывали в лекторстве.
— Расскажите о планах на будущее?
— Мы надеемся, в принципе, остаться, потому что для нашей страны и для нашего города это уже неплохо. Оставаться летним проектом можно. Есть у нас идея по развитию с помощью браслетов. Мы предлагаем поддержать проект, купив браслет за небольшую сумму, 200 рублей. Это разовая покупка, и таким образом любой желающий может проспонсировать наш независимый проект. Ведь мы пытаемся остаться свободными — в выборе тем, в высказывании мнений. Это достаточно сложно делать под какой-то крышей, выражаясь как буквально, так и фигурально. Так как мы сами себе хозяева, то требуется помощь. Мы пытались выиграть грант в этом году, но нам отказали в финансировании. Поэтому попытки пока не в нашу пользу.
Но я надеюсь, что мы придумаем интересную систему лояльности как раз с этими браслетами. Наши слушатели пока об этом не знают, но будут приятно удивлены тем, что по этим браслетам можно будет во многих магазинах города, в том числе и книжных, что-то приобретать со скидкой. Пока мы рассчитываем пойти в этом направлении.