История Красноярского речного порта берёт свой отсчёт с конца XIX века, когда по решению городской управы на левом берегу Енисея был отведён земельный участок для причаливания судов. 14 мая 1882 года из Енисейска в Красноярск впервые прибыл пароход «Москва». Спустя некоторое время на выделенном участке был построен причал и склады для хранения грузов.
При этом официальной датой основания Красноярского речного порта принято считать 4 апреля 1934 года, когда по приказу начальника пароходства Красноярская пристань была преобразована в Красноярский речной порт первого разряда. В его состав вошли причалы, которые были расположены по всей акватории Енисея в пределах Красноярска: пристани № 1, 2, 3, 4, базы «Енисей», «Конный остров», «Злобино», «Шпалопропитка», «Лесоэкспортная площадка».
Первым начальником Красноярского речного порта стал потомственный речник Иосиф Алексеевич Козулин. Более 20 лет Управление порта находилось на левом берегу по улице Дубровинского.
В годы Великой Отечественной войны началось строительство Норильского горно-металлургического комбината, из-за чего поток грузов на север и обратно существенно вырос. По предположениям экспертов, грузооборот предприятия должен был достичь 500 тыс. тонн. Однако Красноярский речной порт не справлялся с такими объёмами переработки грузов, и в 1942 году Норильский комбинат приступил к созданию нового порта на правом берегу Енисея.
В 1952 году в эксплуатацию был введён речной вокзал Красноярского порта. В 1956 году Красноярский речной порт был объединён с портом Норильского комбината, имеющего высокий уровень механизации и подъездные железнодорожные пути.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе модель речного вокзала получила серебряную медаль и почётную грамоту.
В 1966 году работа сотрудников Красноярского речного порта была отмечена орденом Трудового Красного Знамени за успехи в выполнении заданий по переработке грузов и внедрении комплексной механизации.
В 1986 году порт начал работать в новых условиях хозяйствования, а с 1988 года перешёл на полный хозяйственный расчёт. В 1990 году объёмы переработки грузов порта превысили 19,5 млн тонн.
В 1993 году в рамках процесса приватизации государственное предприятие «Красноярский речной порт» было преобразовано в дочернее акционерное общество открытого типа. В результате Красноярский порт вошёл в структуру ОАО «Енисейское речное пароходство».
За годы своей работы Красноярский порт внёс существенный вклад в развитие экономики страны и края. Почти все грузы, которые были для необходимы для жизнедеятельности и промышленного освоения северных районов региона, проходили через Красноярский речной порт. Также порт занимался перевозкой пассажиров на пригородных и транзитных линиях.
На данный момент основной функцией порта является обработка грузопотоков в бассейне Среднего Енисея.
Основная особенность предприятия заключается в том, что оно находится на пересечении двух главных транспортных магистралей Красноярского края: железнодорожной (Транссиб) и водной (Енисей). Также подъездные автомобильные пути связывают порт с трассой «Байкал». Благодаря этому Красноярский порт перерабатывает грузы смешанного сообщения — автомобильного, водного, железнодорожного, что делает его одним из основных перевалочных узлов будущего Красноярского мультимодального транспортно-логистического центра.
Сегодня основным типом грузов, которые перерабатываются на причалах «Красноярского речного порта» являются контейнеры. Контейнерный парк предприятия является самым крупным в Сибири: около 1 тыс. двадцатитонных контейнеров, почти 200 пятитонных и более 1,5 тыс. трёхтонных.
Отметим, что сотрудники Красноярского порта также занимаются добычей песчано-гравийной смеси и проведением гидротехнических работ. Специальный гравийный район предприятия производит высококачественный продукт в виде мытого строительного песка и сортированного гравия, из которого изготавливают высококачественный щебень.
По материалам Энциклопедии Красноярского края.