7 июля (24 июня по ст.ст.) православные верующие встречают Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Это один из семи праздников, связанных с именем пророка и, в известном смысле, именно он подчеркивает особое значение святого Иоанна для православного вероучения. Ведь в календаре Церкви только три Рождества почитаются как праздники: помимо завтрашней даты речь идет о Рождении лишь Спасителя и Божией Матери.
Действительно, Иоанн Предтеча — особый святой. На нем кончается ветхозаветная история и с него же начинается история Завета Нового. Неслучайно, что родился он ровно за полгода до прихода в мир Христа.
О Рождестве Крестителя Господня подробно рассказывает апостол Лука (Лк. 1). Согласно евангелисту, родители пророка Иоанна — священник Захария и Елисавета — долгое время были бездетными, что считалось не просто несчастьем, но позором у иудеев того времени. Супруги настолько свыклись со своей бедой, что Захария даже не поверил ангелу, явившемуся к нему с благой вестью. В наказание, священник оказался лишенным дара речи вплоть до самого рождения своего сына.
Глубоко символично, что с Рождества Иоанна Предтечи (по юлианскому календарю) солнечный день начинает умаляться, чтобы вновь начать расти после Рождества Спасителя; в соответствии со словами самого пророка: «Ему до́лжно расти, а мне умаля́ться», см. Ин. 3:30).
У восточных славян же со временем вокруг этого церковного торжества сложилась традиция народного празднества Ивана Купалы. Большинство исследователей склоняются к тому, что — вопреки распространенному стереотипу — никакого божества по имени «Купала» или «Купало» у славян никогда не было. По всей видимости, народное «Купала» отсылает к тому, что именно Иоанн Предтеча крестил (окуная, «купая») Спасителя в водах Иордана.
Однако традиции этого народного праздника (массовые окунания в воду. «очищающие» костры), несомненно, содержат в себе ощутимое языческое наследие . Неудивительно, что официальная Церковь к «Иванк Купале» исторически относилась с осуждением.