Наступила новая, уже 74-я, годовщина победы СССР и его союзников по Антигитлеровской коалиции над нацистской Германией во Второй мировой войне.Наша редакция предлагает читателям вспомнить ключевые события тех страшных и одновременно героических лет, запечатленных фотокорреспондентами.
22 июня 1941 года. Застигнутые врасплох москвичи слушают объявление о начале войны. О нападении гитлеровской Германии жители СССР узнали по радио. Сначала с официальным обращением выступил народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов, позже его повторил первый диктор Советского Союза Юрий Левитан.
О грядущем нападении нацистов высшее руководство СССР разведчики предупреждали неоднократно. Иосиф Сталин и его окружение считали эти данные безосновательными, хотя Адольф Гитлер вынашивал идею о захвате и порабощении России фактически с самого начала своей политической карьеры. Нападение на СССР, в нарушение действовавшего договора о ненападении, было запланировано немцами на апрель 1941 года, но изначально непредусмотренные кампании вермахта (нем. Wehrmacht — «вооруженные силы», официальное название немецкой армии при нацистском режиме) против Югославии и Греции отодвинули срок нападения на Советский Союз на два месяца.
Союзниками Германии в войне против СССР выступили Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, а также марионеточные режимы в Словакии и Хорватии, созданные нацистами после захвата Чехословакии и Югославии, соответственно. В рядах вермахта и войск СС (нем. Schutzstaffel — «охранные отряды»; особая военизированная организация при нацистской партии) также воевали десятки тысяч добровольцев из оккупированных и нейтральных европейских стран (как правило — активистах местных фашистских и нацистских движений).
О поддержке СССР с первых же дней войны заявила Великобритания. Широко известно высказывание британского премьер-министра Уинстона Черчилля, при всей своей ненависти к нацистам, оставшегося убежденным антикоммунистом: «Если бы Гитлер вторгся в ад, я бы пошел на союз с дьяволом». В декабре 1941 к Антигитлеровскгой коалиции окончательно примкнут США.
Лето 1941 года. Взятые вермахтом в плен красноармейцы. Всего за время войны от 4,6 до 5,3 миллионов военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии оказались в плену, и большая часть из них — в катастрофические для нашей страны первые месяцы войны.
В немецких лагерях для советских пленных были намеренно созданы ужасные условия жизни в соответствии с догмами нацистской идеологии, рассматривающей население России как «недочеловеков» и «носителей большеизма». Формально руководство Германии оправдывалось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию 1929 года об обращении с военнопленными — но данное соглашение регламентировало отношение ко всем военнопленным вне зависимости от того, подписало ли их конкретное государство или нет.
Бывший младший лейтенант РККА Леонид Самутин, попавший в плен и решившийся там на пособничество неприятелю, вспоминал о жизни в немецком лагере:
«В обед – черпак баланды, ужасного варева, которое не станет есть свинья у хорошего хозяина. Если бы хоть мыли как следует, а то ведь так с грязью и землей и бросают в котел. Пожирается все до конца.
После раздачи – свалка у раздаточного бака за право вымыть бак. Тому, кто смог захватить это право, достанется возможность пальцами собрать со стенок и со дна бака те остатки, которые могли там прилипнуть». <…> На холоде, на ветру, дожде, под снегом морят часами под видом бесконечных проверок и пересчитываний, построений и перестроений. При этом избивают по всякому поводу и просто без повода. После каждого такого построения перед землянками оставались тела потерявших последние силы или уже умерших людей. Другие умирали в землянке, еле-еле дотащившись до своего места на нарах».
Всего за время войны от 4,6 до 5,3 миллионов военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии оказались в плену
Домой из немецкого плена вернется лишь 1 800 тысяч плененных красноармейцев, — иными словами, лишь двое из пяти.
Июль 1942 года. Немецкий офицер допрашивает жителя Новгородской области, заподозренного в участии в партизанском отряде. К концу 1941 года вермахт оккупировал обширную часть территории СССР: пять союзных республик и тринадцать краев и областей собственно РСФСР.
На захваченных территориях быстро сформировалось партизанское движение, участники которого в тылу врага боролись с оккупантами и их пособниками. По приблизительным оценкам, около миллиона советских граждан участвовало в партизанском движении.
«Ни на одном другом театре военных действий не было такого тесного взаимодействия между партизанами и регулярной армией, как в России. Бывали случаи когда Красной Армии помогали отряды партизан численностью до 10 тысяч человек. Действия русских партизан наносили колоссальный ущерб, они вынуждали снимать с фронта целые части», — отмечал после войны немецкий генерал Лотар Рендулич.
Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади Москвы. Первого крупного успеха советские войска достигли в декабре 1941 года, остановив захватчиков под Москвой. Своеобразной психологической победой РККА стал проведенный на главной площади страны в присутствии Иосифа Сталина и высшего военно-государственного руководства парад в честь 24-ой годовщины Октябрьской революции. После торжественного прохождения перед Кремлем войска сразу же отправились на линию фронта.
Примечательно обращение Сталина к красноармейцам: «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..». «Реабилитация» героев национальной истории, ранее отвергаемых коммунистами, символизировала важные изменения в официальной идеологии.
«Комбат» — под таким названием известна эта легендарная фотография. Долгое время не было известно, кто на ней запечатлен. Лишь спустя десятилетия выяснилось, что на ней в июле 1942 года в ходе жестоких боев под Ворошиловградом (ныне – украинским Луганском) фотограф Макс Альперт увековечил образ младшего политрука 4-ой стрелковой дивизии Алексея Еременко в последние минуты его жизни.
«Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. После ожесточенной бомбёжки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: «За мной! За Родину! Вперед!», Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб», — вспоминал спустя почти четыре десятилетия майор Советской Армии Александр Макаров, в годы войны бывший рядовым красноармейцем.
Одна из частей фонтана «Бармалей» на фоне руин Сталинграда (ныне — Волгоград). Скульптурное изображение веселящихся детей стало одним из немногих уцелевших сооружений в городе, уничтоженном крупнейшим сражением в истории человечества. Почти 2,5 миллиона человек с обеих сторон погибли за 8 месяцев Сталинградской битвы. Выход к Волге, навязанный Гитлером своим генералам, должен был стать величайшей победой «Третьего рейха», а на деле оказался началом его бесславного краха.
Итоги Сталинградской битвы вызвали необычайное воодушевление в самых разных странах мира. Люди, жившие за тысячи километров от Волги, преклонялись перед РККА и жителями города. В обращении одного из американских профсоюзов было сказано: «Сталинград будет жить в истории как символ бессмертного мужества великого народа и оборона которого являлась поворотным пунктом в борьбе человечества против угнетения. Каждый красноармеец, обороняющий свою советскую землю, убивая нациста, тем самым спасает жизни и американских солдат. Будем помнить об этом при подсчёте нашего долга советскому союзнику».
Почти 2,5 миллиона человек с обеих сторон погибли за 8 месяцев Сталинградской битвы.
Повешенные коллаборационисты. Смоленск, 1945. Неприятный факт: в годы войны несколько сот тысяч советских граждан стали коллаборационистами (фр. Collaboration — «сотрудничество»), добровольно пойдя в услужение к немцам и их союзникам. Преимущественно это были жители недавно присоединенных к СССР регионов — Западной Украины и Прибалтики, где и условия оккупации были сравнительно мягче. Немало среди коллаборационистов было и бывших военнопленных, стремившихся ценой измены спасти свои жизни.
Немецкое военно-политическое руководство с пренебрежением относилось к своим «добровольным помощникам», отводя им роль подручных в карательных акциях и массовом истреблении евреев (Холокосте). Лишь ближе к концу войны, по мере военных неудач, из ряда народов СССР были набраны отдельные дивизии и даже предприняты попытки создания «освободительных армий» и «освободительных комитетов». Не стоит говорить, что конец у всех этих инициатив был одинаково бесславен.
Вопрос о допустимости сотрудничества с Германией в борьбе с СССР расколол живших в эмиграции бывших белогвардейцев. Большая их часть сочла неприемлемым помогать нацистам. «Я русский офицер и чужую форму никогда не надену!», — безапелляционно заявил немцам в ответ на предложение служить «Третьему рейху» живший в оккупированной Франции генерал Антон Деникин, командовавший белыми армиями на Юге России в Гражданскую войну.
Одна из деревень Сталинской области (ныне — Донецкая область Украины), сожженная оккупантами. с
В памяти потомков наиболее известна расправа над населением белорусской деревни Хатынь в марте 1943 года — 149 человек были сожжены заживо или расстреляны в отместку за убийство партизанами немецкого офицера. Однако, это далеко не самая зверское преступление оккупантов и коллаборационистов. Так, в ходе карательной операции с циничным названием «Зимнее волшебство» (нем. Winterzauber), на севере современной Витебской области Белоруссии было уничтожено до 12 тысяч человек. Характерно, что расправлялись над мирным населением не столько сами немцы, сколько их латышские пособники при участии «коллег» из числа советских граждан других национальностей.
«23 апреля 1944 года пришлось мне быть в деревне Морочково. Вся она была сожжена. В погребах хат жили (латышские — М.Р.) эсэсовцы. В день моего прибытия туда их должна была сменить немецкая часть, но мне все-таки удалось поговорить на латышском языке с несколькими эсэсовцами, фамилии коих не знаю. Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат трупы убитых женщин, стариков и детей, сотни трупов непогребенных, а также убитые лошади. Сильный трупный запах носился в воздухе. Ответ был таков: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских», — докладывал своему командованию о новых преступлениях латышских карателей один из офицеров, служивших в коллаборационистской «Русской освободительной армии», сам латыш по происхождению.
Июль 1943. Советская пехота под прикрытием танков наступает под Прохоровкой. «Отдельных выстрелов слышно не было. Стоял сплошной грохот», — вспоминали выжившие участники Курской битвы — крупнейшего танкового сражения в истории человечества. Лучшие подразделения вермахта и войск СС, «черной гвардии Гитлера», пытались «срезать» пресловутую «Курскую дугу» советского фронта, но оказались бессильны. 23 августа сражение завершилось: коренной перелом в войне был завершен.
«В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику», — вспоминал в мемуарах немецкий генерал Гейнц Гудериан.
Рабочие красноярских заводов трудятся над снарядами для фронта. В годы войны Красноярский край стал надежной опорой тыла: только в краевой центр были эвакуированы 25 различных предприятий тяжелой промышленности из европейской части России. Около полумиллиона жителей нашего региона приняли участие в войне, и почти 170 тысяч из них так и не вернулись домой.
Более того, на территории Красноярского края тоже велись боевые действия: 23 августа 1942 у полуострова Таймыр состоялся морской бой между немецким крейсером «Адмирал Шеер» и советским ледоколом «Александр Сибиряков». Одержав непростую победу в изначально неравном бою, немцы были вынуждены отказаться от первоначальной идеи высадки десанта на Таймыре.
Июль 1944. Части РККА проводят парад в освобожденном белорусском Бобруйске. 1944 год в истории войны был ознаменован «десятью сталинскими ударами» — полномасштабными наступлениями Красной армии на всех участках фронта, от Карелии до Черного моря.
Одним из наиболее выдающихся успехов стало как раз освобождение Белоруссии в ходе операции «Багратион», начатой ровно спустя три года после начала войны — 22 июня 1944 года. Целые полки и дивизии вермахта прекращали свое существование в течение считанных дней. «Дорога была абсолютно заполнена машинами и повозками, образовавшими огромные горящие кучи. Хуже этого было только то, что русские непрерывно атаковали нас с воздуха, массами штурмовиков и бомбардировщиков. Лишь нескольким мелким группам удалось избежать смерти и плена», — писал один из ветеранов вермахта.
Осенью территория СССР была полностью освобождена от оккупантов. Уничтожение «Третьего рейха» стало вопросом ближайших месяцев.
Расчет 85-миллиметрового зенитного орудия участвует в боях в Будапеште. Освобождение венгерской столицы от нацистов совсем неожиданно обернулось почти четырехмесячным напряженным сражением.
На взятие города в октябре 1944 были отведены считанные дни: предполагалось, что немецкие силы обескровлены, а венгры даже не станут сражаться за безнадежно проигрывающих войну союзников. Однако, на деле всё оказалось совсем не так: в битве с обеих сторон совокупно погибло почти 150 тысяч человек.
Бои, как и в Сталинграде, шли не за дома и кварталы, а за этажи и квартиры: «Нашей целью был захват первого этажа. Когда мы только ступили на лестничную клетку, то сверху в нас полетела куча ручных гранат. Многие были ранены. Немцы шли в контратаку: стены крошили пулями, трещали рамы, раздавались громкие крики. Некоторые сами пытались перевязать себя… Не знаю, сколько прошло времени. Мой взгляд упал на приятеля: осколок попал ему в голову и он весь был в крови», — вспоминал командир одного из отрядов венгерских добровольцев, перешедших на советскую сторону.
Лишь 13 февраля 1945 года последние полуголодные и израненные защитники лежавшей в руинах «жемчужины Дуная» решили капитулировать.
Столь большую цену советской армии не пришлось платить даже при взятии собственно немецких городов. Так, например, Вена была взята за месяц, Берлин — за две недели, а Кёнигсберг — за три дня.
Американский лейтенант Робертсон (слева) и советский лейтенант Сильвашко братаются на фоне надписи на английском «Восток встречается с Западом». Встреча союзных войск 25 апреля 1945 года на немецкой реке Эльба стала для солдат с обеих сторон одной из немногих ничем не омраченных радостей войны. Несмотря на идеологический и языковой барьеры, и американские, и советские военные видели друг в друге соратников в общей борьбе с одним и тем же врагом.
Любопытно, что от всех участников встреч с американцами советское командование требовало иметь образцовый внешний вид. Американцы, наоборот, внешнему виду своих солдат и офицеров, равно как и нормам поведения и общения с советскими солдатами не уделяли столь серьезного внимания. «Американские офицеры вели себя свободно. Каждый из них стремился получить какую-либо память от русских воинов, с этой целью они снимали у наших офицеров звездочки с погон, дарили свои знаки различия, менялись часами, носовыми платками», — отмечалось в советском официальном донесении высшему командованию.
Постановочная фотография Евгения Халдея, ошибочно принимаемая за водружение Знамени Победы над Рейхстагом. В действительности, эта фотография была сделана уже 2 мая, когда историческое здание в Берлине уже было взято советскими войсками.
Первые красные знамена над столицей Германии красноармейцы стали поднимать на разных зданиях города, начиная еще с 21 апреля. Но «самое главное» из них, конечно же, было водружено в ночь с 30 апреля на 1 мая лейтенантом Красной Армии Алексеем Берестом, сержантом Михаилом Егоровым и младшим сержантом Мелитоном Кантария. На следующий день Знамя Победы было по приказу командования установлено на вершину купола Рейхстага.
Участник штурма Рейхстага капитан Степан Неустроев спустя годы вспоминал о «повторной установке» Знамени: «Зинченко (командир полка — М.Р.) матерился так, что стены дрожали как при артобстреле. Прошло больше часа. Думали, все: нет никого в живых. И вдруг видим: на фоне стеклянного купола рейхстага пляшут трое. Понятно, что не от радости. Просто, если двигаешься, меньше вероятности попасть под пулю. А со стороны казалось, что солдаты наверху исполняют какой-то бешеный нервный танец».
24 июня 1945 года. Маршал Константин Рокоссовский ( на переднем плане) командует Парадом победы на Красной площади Москвы. Более 40 тысяч красноармейцев приняли участие в торжественном прохождении по главной площади страны. Примечателен другой факт: по личному приказу Сталина, участие в параде принял служебный пес-сапер Джульбарс, обнаруживший в годы войны более семи тысяч мин и 150 неразорвавшихся снарядов.
Интересно и то, что за все время существования Советского Союза, парад на Красной площади 9 мая проведут еще только три раза: в 1965, 1985 и 1990 годах.