Трудно перечислить и классифицировать все иконы Пресвятой Богородицы, написанные в разные времена. Но можно попробовать рассуждать таким образом: есть образы являющиеся, если так можно выразиться, национальными святынями России (например, Казанский или Владимирский), а есть и те, что служат словно нитью, связывающей нашу страну и Церковь с остальной православной вселенной. К их числу, в первую очередь, следует причислить Иверскую икону Небесной Царицы.
Список (копию) этой иконы с оригинала, хранящегося на Святой Горе Афон, в Москву принесли 26 октября (13 октября по ст.ст.) 1648 года. По преданию, писавшие его по просьбе царя Алексея Михайловича иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пишу только по субботам и воскресеньям. В итоге, по свидетельствам очевидцев, список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно. Спустя восемь лет, 25 февраля (12 февраля по ст.ст.) его передадут в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.
Без преувеличения, перенесение списка с Иверского образа Пресвятой Богородицы стало одним из важнейших символических рубежей в закреплении за Русским царством образа хранителя Православия и покровителя православных по всему миру. Иверская икона действительно являлась и является одним из наиболее узнаваемых и почитаемых православных образов.
По преданию, еще в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у нее дома старинный образ Богоматери, лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. А спустя многие годы икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит свое название («Иверией» называют Грузию греки). Память об этом событии православные празднуют во вторник Светлой седмицы.