В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел новый совместный с «Касьяновским домом» выпуск передачи «Летопись Красноярского края». Ведущий программы Дмитрий Васянович и сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский продолжили рассказ об исследовательской поездке на запад Красноярского края в рамках проекта «Сибирский крест».
Д.В.: У микрофона Дмитрий Васянович. Уважаемые слушатели, сегодня мы продолжим с вами серию радиопрограмм по следам исследовательской экспедиции «Сибирский крест», которую прошлым летом провели в западных районах края наши коллеги из музейно-просветительского центра духовной культуры «Касьяновский дом». Участники экспедиции встречались со старожилами, жителями городов и поселков, собирали воспоминания о духовной жизни в годы гонений на Церковь. Их интересовали те люди, что словно несли в себе Православие — сосланные в наши края священники, монахи и миряне. Храмы, где они молились, уже были разрушены или закрыты, поэтому «храмами» приходилось становиться и самим.
И, в Ачинске таким человеком стала монахиня Раиса (Кривошлыкова), — рассказывает участник экспедиции, научный сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский.
Ю.П. Раиса (Кривошлыкова) была простой монахиней, и поэтому по церковным правилам ее правильнее называть сестрой, но все, кто хранят о ней память и в Ачинске, и за ее пределами, зовут этого удивительного человека именно матушкой Раисой; пару раз я даже слышал — «мать Раиса». Согласитесь, что уже это само по себе говорит о том, какое уважение она снискала среди жителей города.
Мне посчастливилось даже пообщаться с несколькими людьми, лично знавшими матушку Раису при жизни. Они рассказывали о том, что она и после своей земной кончины продолжает творить чудеса. Причем мои собеседники не пересказывали чужие истории, а делились личным опытом и переживаниями.
Елена Владимировна Кривошлыкова родилась 3 июня 1888 года за многие тысячи верст от Ачинска и от Сибири вообще — в Усть-Медведицком округе территории казачьего Войска Донского,— сейчас это часть Волгоградской области. Сохранившиеся источники о ее жизненном пути утверждают, что Елена выросла в глубоко верующей семье и с ранних лет мечтала о монашестве. Слышал даже такую историю: хотели ее против воли выдать замуж, да перед самой помолвкой девушка сломала ногу. Потенциальный жених тогда от нее отказался, а от увечья будущая монахиня вскоре чудесным образом оправилась.
Точно известно другое: что с 1905 года Елена Кривошлыкова становится насельницей усть-медведицкой Спасо-Преображенской женской обители и принимает монашеский постриг с именем Раисы. Там она встретила и Первую мировую, и революционные события, и установление советской власти, и начало богоборчества. В 1928 году Спасо-Преображенский монастырь закрыли власти, а его инокинь бросили в тюрьмы или отправили в ссылку.
Монахине Раисе тогда, однако, удалось скрыться от гонителей и несколько лет прожить в родных местах. Но в 1936 году ее арестовали и приговорили к семи годам лагерей с последующей ссылкой. После отбытия срока она, по одним рассказам, сама попросила лагерное начальство отправить ее жить в Ачинск в далекой и совсем неизвестной Сибири, другие же утверждают, что монахиня приехала сюда вместе с одной из подруг, приобретенных в годы неволи: ей вернуться домой после лагеря было позволено.
Здесь-то матушка Раиса и прославилась многими чудесами. Память о ней верующие ачинцы хранят до сих пор. Можно сказать даже, что почитают ее словно святую, хотя Церковь на официальном уровне ее не канонизировала. Очень много о Раисе (Кривошлыковой) рассказала нам ачинский старожил Александра Повторихина:
— Матушка Раиса месяц тогда прожила у моих родителей. Какое было многолюдство: со всего края люди ехали! А год был 1943-ий: война шла, у всех кто-то да на фронте был, каждый кого-то да потерял. И несли ей записки с именами, чтобы молилась за упокой. И она молилась — каждое имя по многу раз читала… Очень много молитв она знала, акафистов святым. Особенно акафист святому Николаю Угоднику любила, каждый день его читала, и нас, детей, ему учила. Я до сих пор помню матушку Раису, и надеюсь, что и она обо мне помнит.
Д.В.: Не трудно представить, как непросто было в то время сохранять веру, но и наставлять окружающих, обучать детей молитве. Взять на себя такую ответственность во время, когда за это можно было поплатиться не только свободой, но и жизнью — это смелость высочайшего порядка. Ведь, как рассказывает наш эксперт Юрий Пасхальский, в то время, когда матушка оказалась в этих местах, ачинский собор Казанской иконы Божией Матери уже был закрыт — более того, решался вопрос о его разрушении.
Ю.П.: Закрыты или уничтожены были все храмы, даже ни одного священника в Ачинске 1940-х годов не жило! Все они давно были в лагерях. Вот и собирались люди тайком на квартирах, где жила матушка Раиса: беседовали, вместе молились. Так что эта женщина и стала для всего города светочем веры. Учила детей и взрослых молиться, правильно креститься, — уже и такие вещи стали забываться в ту пору.
Но не только таким, «внешним» вещам учила современников матушка Раиса. От нее до нас дошли письма духовным сестрам: там она очень много пишет о любви, о ее необходимости к ближним даже в столь суровое время. И сама она являла собой пример истинной доброты: всегда была в высшей степени благожелательна ко всем, кто ее окружал, особенно детям. Вспоминают и то, что все дары, что ей приносили благодарные люди, она сама раздавала тем, кто в них нуждался еще больше.
Так что рассказ о матушке Раисе (Кривошлыковой) — это рассказ о настоящем христианине, о человеке, которого до сих пор продолжают считать святым.
Д.В.: Благодаря таким людям и выжила Церковь в годы гонений. В это же время она обрела и новых своих молитвенников, память о которых хранится в народе. Их имена еще только-только открываются нам — имена настоящих подвижников, которые совершали свой тихий ежедневный подвиг и стали новыми столпами Православной Церкви.