О протоиерее Михаиле Сорокоумовском — лично знавшем Иоанна Кронштадтского, чудом спасшемся от расстрела и восстановившем из разрухи старинный собор — рассказали в эфире «Радио России».
ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович. И нас сегодня ждет очередное путешествие по следам экспедиции «Сибирский крест» памяти мучеников и подвижников церковного благочестия Ачинской земли. Этот проект, приоткрывающий завесу тайны над очень многими событиями из истории Красноярского края, реализуется сотрудниками музейно-просветительского центра духовной культуры «Касьяновский дом» при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива».
Так, в седьмой день экспедиции исследователи побывали в деревне Козловка Ачинского района — бывшем селе Великокняжеском. На окраине поселения, у самого леса, стоит полуразобранный деревянный храм Архистратига Михаила. В его стенах некогда нес служение стойкий в вере и много за нее пострадавший священник Михаил Сорокоумовский. Как рассказывает научный сотрудник «Касьяновского дома» Илья Бобрик, батюшка этот происходил из знаменитого рода.
ИБ: Не будет преувеличением сказать, что для россиянина начала ХХ века фамилия «Сорокоумовский» звучала почти что как для нашего современника «Версаче» или «Карден». Это был известный московский купеческий род, прозванный «меховыми королями». Сорокоумовские приложили руку ко многим событиям общегосударственного значения, будь то реставрация шапки Мономаха или подготовка коронации Николая II (для нее они шили мантию).
Мы не можем сейчас точно сказать, какова была степень родства отца Михаила с теми самыми Сорокоумовскими, но в том, что они не были просто однофамильцами, сомнений нет. На это указывает хотя бы только происхождение героя нашего рассказа: он родился 3 сентября 1887 года в подмосковном Зарайске, откуда и происходил род Сорокоумовских.
В годы богоборчества священник неоднократно подвергнется арестам, будет стоять на волосок от смерти, но проживет долгую жизнь. Он доживет до 80 лет и скончается уже в 1968 году.
ДВ: Имя отца Михаила мы уже упоминали ранее, когда рассказывали об истории ачинского Казанского собора, где он стал нести служение, отбыв длительный срок лишения свободы. А арестовали его именно в деревне Козловка, в 1938 году.
Даже после его ареста жители поселения молились и отмечали церковные праздники как могли, только уже тайно, в своих домах. С храма же трактором сорвали купола, устроили в нем зернохранилище, потом переоборудовали под деревенский клуб. Но удивительно, — отмечают участники экспедиции, что и сегодня он выглядит православной церковью, хоть и без крестов и куполов. Сохранился и дом священника, правда, сегодня в нем размещается фельдшерско-акушерский пункт.
Но вернёмся к судьбе священника Михаила Сорокоумовского. Как рассказывает наш эксперт Илья Бобрик, отличала батюшку скромность, необыкновенная доброта и простота в общении.
ИБ: При этом, отец Михаил был весьма образованным человеком. Он учился в Варшавском университете, окончил Красноярскую духовную семинарию. Имел опыт армейской службы, получил прапорщицкие погоны в еще тогда императорской армии. Нес послушания в Енисейске, в Минусинском уезде, затем был рукоположен во пресвитеры и направлен к служению настоятелем в село Алтат (это современный Назаровский район).
В Алтате батюшка проявил себя с самой наилучшей стороны, в первую очередь, усердием в деле народного просвещения. Местные жители его ценили и уважали, это и спасало в 1920-х годах от начинавшихся преследований со стороны советской власти: тогда священника Михаила Сорокоумовского пытались призвать на службу в ряды РККА.
Потом были и другие места служения: снова Енисейск, снова Минуинск, а потом — Ачинский округ и как раз то самое село Великокняжеское. К нему отец Михаил прикипел всей душой, и благодарные жители хранили память о своем пастыре многие десятилетия. Во время поездки нам посчастливилось пообщаться с местным старожилом, который помнит: его крестил именно протоиерей Михаил Сорокоумовский.
ДВ: А новой вехой в судьбе отца Михаила стал арест. Его направили в ачинскую тюрьму. В ее камерах тогда томилось столько людей, что несчастные еле вмещались даже стоя, — вот таков был масштаб репрессий в 1930-е годы. В итоге, следственные органы были вынуждены устраивать импровизированную «тюрьму» на территории военного городка. В один из этих казематов и бросили ожидать смерти приговоренного к расстрелу отца Михаила. Но пастырь помнил об обещании, данном еще когда его вместе с другими арестантами вели мимо Казанского собора, — рассказывает научный сотрудник «Касьяновского дома» Илья Бобрик.
ИБ: Известно, протоиерея Михаила Сорокумовского в 1938 году приговорили к расстрелу. В ожидании приговора, священник принес клятву Божией Матери: если смерть минует его, то он вернется нести служение именно в ачинском Казанском соборе.
И чудо свершилось: приговор пересмотрели, расстрел заменили 10 годами исправительно-трудовых лагерей (причем срок впоследствии несколько сократят). И в 1946 году отец Михаил, освободившись из туруханских лагерей, первым делом направится именно в Ачинск, куда впоследствии перевезет и всю свою семью. При его деятельном участии в Казанском соборе возобновляется церковная жизнь; отец Михаил несет настоятельское служение в Ачинске еще пять лет, после чего пастыря переводят в Томск. Последние годы жизни он проведет у дочери в городе Зима Иркутской области.
Интересно, что судьба Михаила Сорокоумова дважды пересекалась с земными путями двух выдающихся подвижников Русской Церкви в XX столетии. В начале века, еще до приятия священного сана, он был знаком с праведным Иоанном Кронштадтским, а уже здесь, в Сибири, — с епископом Лукой (Войно-Ясенецким). Будущий святитель даже назначил в 1923 году нашего героя благочинным отходящих от обновленчества церквей.
ДВ: Так участники экспедиции почтили память священника Михаила Сорокоумовского, служившего во многих храмах нашего края в те страшные годы гонений на Церковь.
Проект «Сибирский крест» смог открыть немало и других фактов о подвижниках Ачинской земли. Разговор о них мы обязательно продолжим в следующих выпусках нашей программы!