24 июня стал девятым днем исследовательской поездки проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия ачинской земли» в западные районы Красноярского края. «Касьяновский дом» рассказывает о событиях поездки в серии дневников проекта.
10.10. Красный завод. Мост через Чулым.
В свое первое посещение села Красный Завод мы заприметили интересный мост через Чулым — рядом с сезонной понтонной переправой, которой сейчас все и пользуются, высокая металлическая подвесная конструкция, на которой, кажется, не разойдутся два человека. Позже глава сельсовета Галина Николаевна Куц рассказала о том, что этот мост никак не удается закончить, поставить на баланс, а от местных мы узнаем, что проблема моста в селе едва ли не одна из самых острых — капитальной круглогодичной переправы для автомобилей здесь нет. А пока мы вернулись заснять эту удивительную конструкцию на фото и видео.
А еще здесь красивый пляж, с удобным подходом к воде, островком, словно специально насыпанном для игр с маленькими детьми. Пока мы снимаем, он набивается машинами из Ачинска и Боготола. Потому, наверное, и не получается сделать мост — летом есть понтонный, а в другое время он мало кому нужен, хотя нужен гораздо сильнее…
12.00. Краснозоводская СОШ, спортзал.
Мы не только ради моста наведались в Красный Завод — сегодня здесь проходит сельский сход, посвященный реставрации местной церкви, сейчас пустующего, заброшенного здания. Перед сходом мы встретились с главой сельсовета, прошли по селу, попутно собирая людей на сход, познакомились с помещением школы, где пройдет это мероприятие. Своим взглядом на проблемы села и современное состояние школы с нами поделилась Антонина Викторовна Попова, учитель младших классов. Антонина Викторовна выступает за введение школьной формы и сетует на безразличие молодежи к вере, и надеется, что возрождение храма позволит привить с малых лет и любовь к родному селу.
На сход собирается порядка 30 человек. Среди участников и наша исследовательская группа, и настоятель боготольского Никольского храма иерей Виталий Адаменков (село относится к Боготольскому району), и потенциальные благотворители возрождения храма. Галина Николаевна рассказывала, что вообще в селе числится порядка тысячи человек, но много дачников, а собравшихся вполне хватит для кворума. Тем более, что тема сегодняшнего собрания — лишь избрание инициативной группы от села. Руководитель сельсовета зачитывает краткую историческую справку о селе и сельской церкви, отец Виталий Адаменков отмечает, что восстановление храма может стать началом восстановления села, наш куратор от Ачинского благочиния Красноярской епархии, протоиерей Сергий Пигасов делится мнением, что храм будет полезен и всем тем, кто приезжает в село из городов, а руководитель нашего проекта, ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Геннадий Малашин рассуждает о пользе возрождения храмов на примерах, почерпнутых нами за время экспедиции.
Наконец начинается обсуждение, выдвигаются кандидатуры. Удивительно быстро собирается инициативная группа, видно, что она и в правду инициативная, и этим людям можно доверить столь важное для села дело. У каждого из участников группы свой взгляд на это общее дело, и эти взгляды не конфликтует, а лишь дополняют друг друга. Хочется верить, что у этой истории будет хороший финал, и в Красном Заводе снова будет стоять своя, красивая, дорогая жителям и гостям села церковь.
Перед отъездом из села мы еще встречаемся с местной жительницей, утверждающей, что у нее дома хранится старинная икона. История этой святыни, судя по ее рассказу, уже обросла фамильными легендами и восходит едва ли не к царскому дому. Удивительно контрастирует, и в то же время гармонирует с исторической иконой в темной избушке вид на залитый солнцем луг перед лесом, который открывается с огорода, и который тоже очень хотят нам показать перед отъездом. И пейзаж, и икона с ее историей, отложатся в памяти надолго.
15.30. Большой Улуй. Никольский храм.
Мы приезжаем к Никольскому храму, чтобы пообщаться с Виктором Барыкиным, казаком и активным участником церковного возрождения в районе. Многие узнали о нем благодаря истории с иконой, которая была передана возрождаемому храму деревни Новоникольск Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в знак благословения после письма Виктора. Но этим его участие в общественной жизни далеко не ограничивается. Сегодня мы в первую очередь узнаем о его верашней поездке в деревню Лодочную, где он планирует установить поклонный крест в память о священномученике Владимире Фокине, убитом в этих местах. Удивляет энергия этого человека — мы начинам расспрашивать о самых разных идеях, потенциальных инициативах, как, например, как возрождение казачества в отдельно взятом районе, и все это, оказывается, можно сделать, лишь бы поставить такую цель. Сразу находятся и способы.
Виктор делится мнением, которое мы уже слышали от многих в этих местах, но которое особенно убедительно звучит, почему-то, именно от него — что за возрождением храма всегда последует и возрождение села. «Испокон веков на Руси было — где строится храм, там жизнь».
17.40. Деревня Богатое.
Попрощавшись, мы отправляемся в место, где ни храма, ни почти никакой жизни нет. Деревня Богатое расположена близ деревни Бычки, в которой мы были во второй день нашей экспедиции. Тогда нам рассказывали, что «там, дальше» есть деревни, в которых осталось по два человека, но мы не могли ехать — опаздывали на запланированные встречи. Теперь же мы приехали сюда, на последнее место съемок за пределами Ачинска в ходе этой поездки, чтобы увидеть настоящую вымершую деревню.
Трудно описать, какая царит здесь атмосфера. По началу заросшие травой, провалившиеся к земле дома как будто бы не замечаешь, словно это лишь очередная смена пейзажа за окном. Быстро поглощает природа плоды трудов человеческих, и вступает в причудливую гармонию с ними. Когда то здесь была пахотная земля, а сейчас — брошенные дома у самой границы леса.
Но брошены тут не только дома. Во время прогулки по деревне мы слышим лай собак, и спешим к нему — обычно там, где есть собаки, есть и люди. И, действительно, есть. Из почти единственного ухоженного двора в деревне к нам выходит Анна Станиславовна Фролова, она и рассказывает нам о собаках — местные бросили, когда уезжали, и теперь она за ними присматривает.
Радует, что не бросили деревню — здесь не только есть электричество, но, оказывается, сюда регулярно привозят продукты, можно вызвать автобус до Большого Улуя, а иногда местных навещает католический священник из Ачинска, служит мессу. Из трех оставшихся в селе человек двое — потомки ссыльных с запада Российской империи, которых мы встречали и в Бычках, потому католики. Впрочем, сама Анна Станиславовна говорит, что большой разницы между христианами нет. Уезжать она не хочет, она и вовсе жила в городе одно время, работала, но вернулась сюда. Жалеет только, что остальные уехали, и никого в округе почти не осталось…
19.40. Возвращение в Ачинск.
На этом закончился последний «загородный» день нашей экспедиции. Завтра еще предстоит работа в ачинском архиве, дополнительные съемки для будущих фильмов, сборы и отбытие в Красноярск. Скорее всего, следующий, последний выпуск дневников состоится позже обычного, но мы обязательно закончим наш рассказ об этой удивительной поездке.
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».