Наверняка в сети вам встречались объявления о предстоящем концерте неоклассика N, а иногда и образцы того, что предстоит на концерте услышать. Нажав кнопку «плэй» из динамиков польется прелестная мелодия, с совершенно незамысловатым сопровождением; чаще всего это пьеса для фортепиано с трогательным названием типа «moments of dream» или «утро», или на тему бесконечных полетов в облаках, о горьких расставаниях и всевозможных «shadows and shades» музыки. Здесь вы не найдете ни притязаний на глубокую музыкальную содержательность, ни драматургической сложности. Вам не придется ломать голову над структурой или строением формы. Здесь это не нужно — все просто до предела. И что-то в этом мире пошло не так, и эту музыку, это музыкальное направление назвали неоклассикой…
Впору начать брюзжать из-за безграмотности нынешнего поколения слушателей. Ведь и название это появилось из безграмотности. И во имя благополучного разрешения от этой ужасной ошибки, давайте разберемся!
В первую очередь дадим определения этим вроде бы понятным понятиям и выясним природу этих явлений.
Нео — новый
Классический — образцовый
Классический по своему происхождению является неким образцом, каноном форм художественной выразительности, в нашем случае форм музыкального искусства. Одноименная эпоха классицизма именуется именно так, потому что именно в это время устанавливаются каноны искусства — каноны живописи, скульптуры, музыки. Для художников этой эпохи чрезмерно важно приведение своего детища к образцу, выполняющему функцию художественного идеала для создателя.
Так же характерна этому времени (к разговору о музыке) — четкая иерархия жанров, избирательность сюжетов и тем. Желательно с опорой на античность или подлинное историческое событие.
Таким образом, складывая определенные требования к произведению искусства, в результате должно получится сложное (от слова сложенный), четко структурированное произведение, оперирующее темами высоконравственного, поучительного характера (если произведение сюжетно, программно). Если сюжета нет, то музыка не обладает ясными индивидуалистскими, национальными чертами, она стремится к объективизированному миру.
Неоклассицизм в музыке как явление возник в первой половине ХХ века. В первую очередь, об этом свидетельствует почти одновременное обращение к античным темам и сюжетам в произведениях отечественных и зарубежных композиторов («Орестея» Танеева, «Царь Эдип» Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, «Прометей» Скрябина). Обращение к формам и традициям использования музыкальных средств времен классической эпохи также свидетельствует об осознанном обращении к музыке прошлого, яркий пример — «Классическая» симфония Прокофьева, написана по принципу «а что если бы Гайдн жил в наше время».
Далее можно привести в пример музыку Альфреда Шнитке, его Кончерто Гроссо.
Но при подробном знакомстве с вышеперечисленными образцами неоклассицизма никак не возникает ассоциации с ними сочинений молодых композиторов, имена которых можно обнаружить в два клика.
Что же это за явление такое? Ведь по сути своей ничего общего с неоклассицизмом нет! Давайте разберемся!
Перечислим черты, характерные неоклассике (для понимания пока будем это явление обозначать перечеркнутым словом неоклассика): простота гармонии, что в народе называют «три аккорда»; незатейливая, легко запоминающаяся мелодия, небольшой масштаб сочинения — хронометраж укладывается в 2-3 минуты; простая форма — двухчастная или трехчастная, с довольно легко понимаемой драматургией произведения. Несомненно, эта музыка произрастает из академических традиций, но ни сколько не обладает ее качествами как таковыми, чтобы в полной мере ею считаться.
Что же это такое? Все вышеперечисленные признаки этого музыкального направления свидетельствуют о том, что это вовсе не неоклассика в ее традиционном понимании. Все это говорит о том, что неоклассика — представитель массовой музыкальной культуры. Википедия называет это явление «Classical Crossover» и определяет его следующим образом: «музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого жанра используют название operatic pop или popera».
В этом определении не обозначается принадлежность данного музыкального направления к сфере академической музыки и все используемые в этом определении термины встречаются в русском аналоге classical crossover крайне редко. Вероятно, это связано с общеизвестным и актуальным явлением — незнанием музыкально-исторических процессов, происходивших в ХХ веке, и неумением сопоставить два явления в их главных различиях, способных сразу же развести понятия по своим местам.
Но вернемся к предмету разговора — направлению музыки, которое упорно называют неоклассикой, и попробуем встроить его в понятие классического кроссовера. Возможно ли смело использовать это определение к той музыке, которую мы описали прежде? Итак, еще раз перечислим черты музыкальных произведений: музыка написана одним конкретным автором-композитором, часто являющимся и исполнителем; музыка чаще всего для фортепиано, реже для ансамбля инструментов (например, для фортепиано и струнного квартета); музыка по содержанию своему очень проста и легка во внутренней организации музыкальной ткани, зачастую использует средства музыкальной выразительности, характерные для стилей массовой музыкальной культуры (поп-музыки, рок-музыки, электронной музыки). Да, большинство признаков совпадают, и, казалось бы, это понятие может использоваться по причине своевременности и относительной утвержденности места (как, к примеру, на Западе — классический кроссовер занял нишу в массовой музыкальной культуре)…
Но тут перед нашим взором предстает еще одно музыкальное направление, которое охарактеризовать можно теми же обращением к простоте музыкального языка и несложностью форм, общей ясностью высказывания художественной мысли. Называется это направление в музыке новая простота. Композиторы, следующие этому направлению — композиторы академической музыки, но при всей кажущейся «простоте» их музыки, сложность все же обнаруживается в концептуальной стороне их произведений. Это круг программных заголовков сочинений, создающих условия для чтения художественного текста реципиентом, то есть слушателем. Примером могут послужить сочинения Павла Карманова «Второй снег на стадионе», «Only you love» или сочинения Антона Батагова «Старый телевизор», его цикл «Письма Рахманинова». Этот список имен и сочинений можно продолжать, приведем еще такие имена, как Мартынов, Сильвестров и др. Этот параметр весомо отличает новую простоту от неоклассики.
Итак, выходит, что творчество молодых композиторов, берущих на себя смелость назваться неоклассиками уже точно не вписывается в неоклассицизм, да и не подходит полностью под описание новой простоты. Полноценно назвать это классическим кроссовером тоже получается с трудом.
Осмелюсь назвать этот жанр, с успехом зарабатывающий на свое существование, популярной инструментальной музыкой. Возможно, кто-нибудь вспомнит исполнителей из недавнего прошлого, таких, как Enigma, Rondo Veneziano и пр. Предположительно, популярная инструментальная музыка продолжает начатую этими исполнителями линию, преобразовавшись наиболее удачным образом для публичной реализации и для удобства потребления в качестве музыкального сопровождения жизни человека. Пока мы не вправе оценивать уровень художественной ценности этого направления, но свою функцию оно выполняет, хоть и названо совершенно неподходящим словом.
Поэтому необходимо представлять и понимать общую картину звуковой культуры, окружающую нас повсеместно, ориентироваться не только в самом музыкальном материале, но и в понятийном ряду, применяющимся к музыке нашего времени. Тогда вопрос о верной идентификации жанров снимется самим собой.
Ксения Мигмарова