Храм, который ждет своего воскресения

18 октября в Красноярском государственном театре оперы и балета состоялся вечер-концерт «История одного собора». Праздник торжественно открыл XXII Красноярский краевой фестиваль духовной культуры «Покровские встречи».

Собор в ретроспективе

Почему организаторы избрали такого необычного «героя» для праздника — Богородице-Рождественский кафедральный собор? Мало того, что неодушевленного, так еще и — давно несуществующего. К слову, без этого храма Красноярск живет уже дольше, чем он некогда украшал собой тогда еще губернскую столицу…

i38

«Не  щадили москвитяне ни рублей, ни трудов на благолепие домов Божиих. <…> Везде видны были дорогие цвета, позолота и большие наружные иконы во весь рост человеческий. Любили православные украшать дома Божии, но зато мало заботились о наружности своих домов», — эти слова А.К. Толстого применимы не только к описываемой им в романе «Князь Серебряный» Москвы XVI века, но и к другим русским городам в другие исторические эпохи.

Храмы и соборы, — в первую очередь, места молитв и богослужений, — являлись при этом и сосредоточением всей общественной жизни, «лицом» и гордостью конкретного города. Национальная идентичность, преемственность поколений, культурный код, — эти слова стали модными и расхожими в нынешнее время, но авторам концерта удалось «детализировать» абстрактные понятия на совершенно конкретном примере. Собор предстал не просто зданием, пусть и красивым, пусть и спроектированным самим Константином Тоном, но, своего рода, «живым организмом», сосредоточением мыслей и чаяний многих поколений людей.

— Сегодня мы не просто стали зрителями отлично поставленного концерта высококлассных исполнителей. Сегодня нам словно предложили просмотреть историческую ретроспективу отношений между Церковью, государством и обществом, развития нашей страны на примере одного собора. И итог оптимистичен: мы видим, что сейчас в российском обществе сложилось прочное понимание важности традиционных ценностей, необходимости возрождения утраченных святынь, — отметил посетивший «Историю одного собора» начальник Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Роман Баринов.

«Лебедь» против «Яблочка»

Богородице-Рождественский собор — это и тонкая историческая нить, связывающая Красноярск с правившим Россией в течение трех столетий императорским домом Романовых. Самим своим появлением храм обязан рождению у царя Александра II cына Николая (который лишь по роковому стечению обстоятельств не станет наследником престола), — именно так свои верноподданнические чувства решили выразить красноярские промышленники и купцы.

i41

Именно императорская семья преподнесет собору его главную святыню — икону Рождества Божией Матери, которая будет утрачена при поругании храма. В конце концов, в 1891 году его посетит цесаревич Николай Александрович — будущий последний император и царственный страстотерпец, — напоминает публике закадровый голос автора сценария концерта, руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, главного хранителя музейно-просветительского центра «Касьяновский дом» Геннадия Малашина.

…На этом моменте переполненный зал Театра оперы и балета сотрясают звуки монархического гимна «Боже, царя храни» на музыку П.И. Чайковского. Музыкальные решения отдельных сюжетных ходов концерта казались более неожиданными: например, рассказ об обрушении Богородице-Рождественского собора во время строительства сопровождает «Лебедь» Камиля Сен-Санса. Легкие, возвышенные звуки символизируют светлое религиозное чувство промышленника Исидора Щеголева — главного ктитора и мецената храма, отстроившего его заново на свои деньги.

— Каждый храм — это пророческое явление в судьбе народов. Богородице-Рождественский собор, как нам напомнили сегодня, решили построить в честь рождения наследника престола. И своим обрушением при строительстве он словно предсказал грядущие смутные времена, казнь царственных страстотерпцев, надругательства над верой и культурой, которые в наши дни возрождаются, — скажет чуть позднее с праздничной сцены Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Действительно, времена революционной смуты и поругания многовековых ценностей были уже близки. Приход темных лет, «окаянных дней» символизируют звуки небезызвестной песни «Яблочко»…

Затаенные надежды и долгожданное возрождение

Годы богоборчества — это не только мрак и поругание. Насилию и гонениям, навязанному «обновленческому» расколу Церковь противопоставляет подвиг многих десятков новомучеников. Озарил он своим светом и наш край, и многие из подвижников, так или иначе были связаны с Богородице-Рождественским собором, как священник Димитрий Вологодский — будущий архиепископ Димитрий, — рассказывают авторы концерта.

i43

Стойко держались в те годы и сами стены собора: три взрыва потребовалось гонителям, чтобы, наконец, поднять их в воздух. Но руины его еще долгих два десятилетия страшным шрамом «украшали» Красноярск, символизируя ту незаполненную пустоту, с которой жило насильственно лишенное евангельского слова советское общество:

— Двадцать лет руины собора оставались лежать в центре Красноярска. Потом начали на фундаменте трижды взрывавшегося, пока не поднялся он в воздух, прекрасного здания — начали на фундаменте Собора возводить краевой Дом советов, — говорится в повествовании. — Советский, остававшийся в глубине души русским, человек, продолжал мечтать о новых храмах, о забытых — казалось бы — евангельских истинах, которые, как на палимпсесте, оставались даже под текстами Морального кодекса строителя коммунизма…

Но наступают новые времена. Под «Вокализ» Сергея Рахманинова и «Богатырские ворота» Модеста Мусоргского собравшейся публике показывают кадры церковного возрождения на берегах Енисея на рубеже веков: возрождаемые и воздвигаемые заново храмы и монастыри, первые церковные ходы, священнослужителей и простых прихожан, старых и совсем юных… «А собор — не погибший, ждущий своего воскресения — терпеливо ждет главного часа своей истории», — напоминает голос рассказчика.

Эмоциональная настрой вечера вновь поднимается. И образ возрожденного Богородице-Рождественского собора незримо, но отчетливо выступает вновь с праздничной сцены. Несколько сотен зрителей, озаренных общим светлым порывом, покидают зал.

— Про Богородице-Рождественский кафедральный собор сейчас говорят много, но знает о нем большинство красноярцев, к сожалению, не так уж и хорошо. Думаю, что если сегодня в зале и были выступавшие против возрождения собора, то они, безусловно, поменяли свою точку зрения и будут вместе с нами молиться о том, чтобы Красноярск обрел вновь свою великую святыню, — подводит, быть может, главный итог вечера заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин.

i50


Учредители XXII Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи» — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Администрации города Красноярска, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка» и Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *