Иконопись и историческая живопись как источники проведения уроков по истории

Леонтьева Наталья Петровна, преподаватель истории Минусинского сельскохозяйственного колледжа

В статье рассказывается о возможных формах и методах использования иконописи и исторической живописи на уроках при обобщении ранее изученного материала по темам становления и развития Московского государства XIV–XVII вв.

Среди дисциплин, изучаемых студентами Минусинского сельскохозяйственного колледжа, нет отдельной дисциплины, рассказывающей о Русской Православной Церкви или о духовной культуре народов нашей страны. В какой-то степени мы затрагиваем эти темы на занятиях по истории, литературе и философии.

В первом номере научно-методического журнала «История» за 2012 г. я прочла статью о возможностях использования на уроках изображений и символов иконы «Похвала Богоматери „Владимирской”» или «Древо государства Московского». Мне понравились идея автора, и я решила провести подобное занятие. Основной целью стало создание условий для творческого повторения и обобщения ранее полученных знаний по истории Руси XIV–XVII веков и показ роли Православной Церкви в становлении и развитии Московского государства.

Вся познавательная деятельность строится на анализе иконописи и сюжетов исторической живописи: картин художников А. Васнецова, А. Кившенко, А. Бубнова, М. Авилова и др. Студенты участвуют в беседе, заслушивают сообщения, обсуждают фрагменты художественных фильмов «Александр Невский», «Иван Грозный», выполняют практические задания. Содержание занятия сопровождается показом слайдов. Я не буду пересказывать все занятие, остановлюсь только на фрагментах, которые показывают тесную связь государства, обществаи Церкви.

Икона «Древо государства Московского» написана в 1668 году служилым «дворянином московским» Симоном Ушаковым. В центре он поместил список с иконы Богоматери «Владимирской». На медальонах (слева) изображены митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий, Филипп и патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович и Федор Иоаннович, Царевич Димитрий.

Студенты отвечают на вопрос, почему в основании иконы автор поместил изображение Московского кремля, называют год возникновения Москвы и имя ее основателя, выдвигают предположения о том, почему именно из Успенского собора «вырастает» древо государства Московского.

Первым на правой ветви изображен святой Александр Невский. Студенты отвечают на вопрос: почему владимирский князь изображен на московском древе? Им предлагается сравнить образ Александра Невского на иконе с изображением князя на картине художника П.Д. Корина. На картине князь изображен воином, защитником Новгородской земли, но в конце своей жизни Александр принял подстриг, поэтому на иконе он изображен в монашеской схиме.

Древо на иконе сажают князь Иван I Калита и святитель Московский, Петр, который видел церковной столицей Руси только Москву и предсказал ей великое будущее. Православный народ почитал его как чудотворца.

Первым на медальоне слева изображен святитель Алексий. Он прославился не только как предстоятель церкви, но и как выдающийся государственный деятель. Происходил Алексий из боярского рода, был одним из самых образованных людей своего времени. Ему удалось вернуть на Москву великое княжение. «Алексий смог установить доверительные отношения с ханом Джанибеком и его женой Тайбулой. Тайбула была женщиной редкой красоты и выдающегося ума. Ее постигло несчастье — она ослепла. Царицу лечили знаменитые врачи и шаманы, но лишь Алексий молитвами смог исцелить ее. Прозревшая Тайбула не забыла заслуги и поддерживала интересы Московского государства» [1, С. 17–20].

На иконе Дионисия «Митрополит Алексий с житием» есть изображение беседы святителя Алексия со святым монахом. Алексий перед смертью просит этого человека стать его преемником. Это Сергий Радонежский. Он был духовным наставником Северо-Восточной Руси, основателем и игуменом Троицкой Лавры. Существует предание, что перед походом на поле Куликово князь Дмитрий со своим двоюродным братом Владимиром Серпуховским в сопровождении дружины отправились в Троицкий монастырь, и Сергий Радонежский благословил князя и войска на грозную битву с полководцем Мамаем. Используя сюжеты картин художников А. Кившенко, А. Бубнова и М. Авилова, студенты вспоминают о Димитрии Донском, о подвиге монахов Пересвета и Осляби.

На втором медальоне слева изображен святитель Киприан. На время его пребывания на митрополичьем престоле в 1395 г. пришлось ожидание нового нашествия врагов. Князь Василий Дмитриевич с полками две недели находился близ Коломны, ожидая войско грозного Тамерлана (Тимура). Войско Тамерлана дошло до города Елец, но неожиданно повернуло назад. Избавление было приписано заступничеству Богоматери «Владимирской». Москвичи молились перед чудотворной иконой, которую в это время перенесли из Владимира в Москву.

Далее студенты называют имя великого князя, который считается основателем Московского государства (Иван III), и главные достижения его политики.

На пятом медальоне изображен святитель Филипп — современник Ивана Грозного. Филипп выступил против опричнины. Он вступался за опальных, публично обличал беззакония царя, отказал ему в благословении. Это раздражало грозного царя, и в 1568 году, во время богослужения, когда Филипп отказал Грозному в благословении, митрополит был схвачен опричниками и отправлен в Тверской Отрочь монастырь, где его задушили по приказу царя.

На девятом и десятом медальонах изображены: царь Федор Иоаннович и царевич Димитрий. Студенты вспоминают события Смутного времени. В 1609 году началась польская интервенция. Поляком удалось войти в Кремль. Главная трудность заключалась в том, что россияне больше воевали друг с другом, чем с поляками. Нужно было, чтобы люди забыли взаимную вражду и объединились. Именно об этом писал в своих «грамотах» патриарх Гермоген. Поляки заточили его в темницу, но он и оттуда ухитрялся передавать свои послания, которые передавались потом по всей стране. Поляки уморили Гермогена голодом. Смерть была долгой и мучительной, но его слова были услышаны. В стране стали создаваться народные ополчения. Второе ополчение, созданное в Нижнем Новгороде под руководством князя Дмитрия Пожарского и старосты Козьмы Минина, осенью 1612 года освободило Москву от интервентов.

Последним, о ком мы говорим на этом занятии, является патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича Романова. Федор Романов считался одним из соперников Бориса Годунова в борьбе за престол. За это его вместе с женой Ксенией насильно подстригли в монахи под именами «Филарет» и «Марфа». Филарет участвовал в переговорах с польским королем Сигизмундом в 1611 году и отказался подписывать подготовленный польской стороной текст договора, т.к. тот не отвечал интересам России, был арестован. Несколько лет находился в плену у поляков, был освобожден и вернулся в Москву только в 1619 году. До конца своей жизни (1633) принимал активное участие в делах государства. Фактически был правителем страны.

Таким образом, рассмотрев на занятии исторические источники, произведения искусства мы проследили процесс становления и развития Московского государства в неразрывной связи с судьбами исторических личностей: глав государства и представителей Русской Православной Церкви. Думаю, что знакомство с иконописью будет способствовать приобщению студентов к православной культуре и повышению их интереса к истории своего народа.

Библиографический список

  1. История. Научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября», 2012, — № 1.
  2. История. Научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября», 2012, — № 8.
  3. Ключевский В.О. Русская история. — М.: «Эксмо», 2006.
  4. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. — М.: «Просвещение», 1974.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *