В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел девятый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Историю Казанского собора города Ачинска и судьбы тех священников и мирян, благодаря которым церковь удалось спасти от поругания в годы «воинствующего атеизма» вспоминали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня я предлагаю, уважаемые слушатели, совершить поездку на запад нашего края, в Ачинск к Казанскому собору. История этого храма интересна и удивительна: чудом его удалось сохранить от варварского разрушения в середине прошлого века. Впрочем, давайте по порядку. Об ачинском Казанском соборе расскажем сегодня в нашей программе в рамках совместного проекта «Радио России. Красноярск» и Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом».
Весенним апрельским днем 1822 года жители Ачинска и крестьяне соседней деревни Мазульская собрались на общий сбор и приняли решение построить каменную двухэтажную церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. К тому времени в Ачинске действовал собор во имя Святой Троицы и храм Николая Чудотворца, поэтому горожанам даже пришлось подготовить подробное основание для духовной консистории, доказывать, что ещё один храм им действительно необходим.
Верующие писали, что летом здесь бывает большое стечение иногородних купцов, которые тоже готовы пожертвовать на новый храм, организовывали сбор данных о жителях соседних деревень. Своим горячим желанием и настойчивостью ачинцам удалось добиться необходимого разрешения и, как рассказывает главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин — 10 августа 1826 года епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трехпрестольный храм».
ГМ: Дело в том, что была в одной из деревень старинная Казанская икона Небесной Владычицы. Икона считалась чудотворной, и когда вопрос о строительстве собора был решен, ее туда передали. Долгое время перед ней склоняли колени и молились многие люди, которых Господь приводил в Ачинск.
Храм построили довольно быстро: средства собирались всем миром. Уже в 1830 году был освящен первый из трех приделов, а 1831–1832 годах освятили два остальных — в честь Вознесения Господня и во имя великомученика Георгия Победоносца. Храм специалисты считают красивым с точки зрения архитектуры, с редкой для Сибири композицией: чего хотя бы стоит портик на западной стороне.
Конечно, этот храм видели все люди, въезжавшие в город.
ДВ: В 1917 году открылась новая страница в истории Русской Православной Церкви: начались гонения за веру. Были арестованы церковные счета и описаны церковные ценности. В большинстве приходов Ачинского уезда верующие защищали свои церкви от осквернения и глумления. Православные скрывали в своих домах священнослужителей, создавали дружины для защиты храмов, собирали средства на содержание храмов, которые остались совершенно без средств. По словам историка Геннадия Малашина, эти годы стали временем жестокости и кровопролития.
ГМ: Стали доноситься слухи о том, что под Ачинском появился некий отряд, банда вооруженных людей, которые демонстрируют всем свою власть, чинят всякие безобразия. Потом стало известно имя их предводителя — Щетинкин.
Ачинскому духовенству и будущему священномученику Евфимию Горячеву придется лично познакомиться с этим человеком. Одним из первых погибает при исполнении пастырского долга священник Владимир Фокин, настоятель одного из храмов под Ачинском — его хоронили всем городом.
Погибают всё новые и новые священники: зверски убивают отца Михаила Каргополова. Удивительный был пастырь, выходец из казачьего рода, оставил военную службу ради служения Богу. Страшную смерть принял: нехристи пытались заставить его с себя крест снять, но он не покорился — так с крестом в руках и погиб. Погибает и отец Трофим Кузнецов, настоятель храма в Новобирилюссах.
Все эти убийства, конечно показали людям, что пришла иная власть, власть антихриста. И люди поняли, что за верность Христу придется платить самую высокую цену. И если бы мы самым подробнейшим образом всю драматичную историю Казанского собора сейчас раскрыли, то увидели бы, что этот выбор очень многими людьми — и священнослужителями, и прихожанами — был сделан.
ДВ: В 1929 году гонения на церковь резко усилились. Власти пытались сбросить колокола с Троицкого собора, но прихожане не дали. Люди густо устлали землю своими телами, заняв всё пространство внутри церковной ограды. Троицкий собор взорвали в 1932 году. Из его блоков и кирпичей построили городскую баню, на фундаменте самого Троицкого собора соорудили летний кинотеатр, а на прилегающей к нему площади разбили городской сад. Надо заметить, что Летний кинотеатр дважды горел и в итоге его не стали восстанавливать, а городской парк и сегодня находится в запустении.
В ноябре 1937 года угроза разрушения нависла и над Казанской церковью. Специальной комиссией был произведён осмотр церкви, составлен акт, о том, что здание к «дальнейшей эксплуатации непригодно». Вслед за этим провели собрание домохозяек, митинг школы комбайнеров, на которых существование церкви было признано антисоветским явлением. И в эти трудные годы, рассказывает наш эксперт, старостой Казанского храма становится удивительная женщина, которой удалось воспрепятствовать его разрушению.
ГМ: Наталья Сергеева — верующая жительница города Ачинска, к которой пришли единоверцы со слезной просьбой стать церковной старостой. Знали ее как человека набожного, порядочного, решительного. И она едет не куда-нибудь (на дворе идет 1937 год), а в Москву, обращается не к кому-нибудь, а к «всесоюзному старосте» Михаилу Ивановичу Калинину, с просьбой не закрывать Казанский храм.
И что вы думаете? Вопреки всем тенденциям, которые сложились в те страшные годы, вопреки тому, что подобные просьбы никогда не удовлетворялись, принимается решение не закрывать ачинский Казанский собор, не разрушать его или не передавать под какие бы то ни было нужды.
Надо сказать еще об одном обстоятельстве: ачинские власти не простили Наталье Сергеевой этой поездки в Москву, не простили того поражения, которое потерпели от женщины, которая была «никем» в их глазах. По возвращении она была арестована, а когда сын Сергеевой попытался узнать о судьбе матери, то ему сказали, что она была приговорена за «антисоветскую деятельность» к «десяти годам заключения без права переписки».
Как мы с вами знаем сейчас, в ту пору это означало расстрел. Но храм был ею спасен.
ДВ: Однако, в 1940 году Казанский храм все-таки закрыли. Решили его уже и разрушить, но этому помешала война: в соборе разместили склады подсобного хозяйства военторга.
В 1943 году в Ачинск прибыла жить в ссылку после отбытия тюремного срока монахиня Раиса (Кривошлыкова). Великая страдалица и молитвенница, она обладала даром прозорливости. Матушка приносила свет и любовь в каждый дом, где она бывала, поэтому люди наперебой приглашали ее к себе пожить.
В конце войны в Ачинск в ссылку прибыл игумен Феодосий. Он уже выполнял всевозможные требы, совершал молебны. Вместе с матушкой Раисой они организовали сбор подписей горожан об открытии собора, и разрешение было получено. Люди приносили кто что мог: кто доску, кто фанерку, кто палку, кто кирпич, так восстанавливали потихоньку разбитый и разломанный храм.
Иконостас привезли из села Сахапта Назаровского района, паникадило — из деревни Козловка. Часть икон нашли в подвале драмтеатра, часть — в музее, с великим трудом удалось оттуда их забрать. В это время освободился из заключения протоиерей Михаил Сорокоумовский — и это особая история, о которой поведал журналист Геннадий Малашин
ГМ: Когда в конце 1930-х годов он был арестован, и отца Михаила вели вместе с другими заключенными по ачинским улицам мимо храма, то он взмолился Божией Матери и дал ей такой обет: что если останется жив, то после освобождения вернется сюда, будет нести служение здесь.
Так и произошло: изначальный расстрельный приговор неожиданно заменили тюремным заключением. Пастырь отбыл весь срок.
Тем временем окончилась Великая Отечественная война, и 19 декабря 1946 года, память святителя Николая Чудотворца, архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) приезжает в Ачинск и освящает вновь открывшийся Казанский собор. И с этого дня он больше уже никогда не закрывался…
Протоиерей Михаил Сорокоумовский стал первым настоятелем ачинского собора после возобновления в нем церковной жизни. Сразу после освобождения он поехал не к семье в Новосибирскую область, а, согласно обету, поехал в Ачинск. У своей супруги в письме попросил прощения, написал про обет и пообещал, что они еще увидятся. И будущем священнику удалось перевезти семью к себе…
ДВ: Добавлю ещё одну историю, которую рассказывают ачинцы. По рассказам верующих, во время первой службы монахиня Раиса видела Пресвятую Богородицу, которая вышла из образа на стене алтаря и спустилась на престол. Когда матушку спрашивали, что же может значить это видение, матушка отвечала, что на Казанский храм призвана особая благодать и богослужения в нем будут продолжаться до тех пор, пока будет существовать наш мир.
Именно поэтому не удивляются ачинцы, что Казанский собор обошли времена хрущевского гонения, и он больше не закрывался. Служили здесь многие достойные священники, среди них и митрофорный протоиерей Иоанн Романюк, которому мы посвятим следующую программу цикла «Уроки столетия. Церковь. Общество. Человек».