Собор, который мы обретаем вновь

3

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершает молебен на месте возрождения кафедрального собора. 21 сентября 2016 года.

В Красноярске начинает сходить на «нет»  бурная общественная полемика по поводу восстановления в городе Богородице-Рождественского кафедрального собора. В конечном счете, даже закоренелых скептиков удалось убедить: нынешний кафедральный собор не в состоянии уместить в верующих красноярцев в праздничные дни, а возрожденная за счет частных средств церковь займет лишь незначительную часть набережной в районе Стрелки.

Ну и, прежде всего, речь идет не о строительстве «новодела», а именно о возрождении старинного храма, почти век являвшегося настоящей архитектурной жемчужиной всей Сибири. Потому важно вспомнить о славном прошлом Богородице-Рождественского собора, чтобы лишний раз убедиться в том, что эта церковь нужна нашему городу.

Конечно, для музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» восстановление собора имеет особенное значение — ведь именно в этом храме, на протяжении почти четырех десятилетий, нес служение человек, чье имя носит наш проект — кафедральный протоиерей Василий Касьянов.

  1. Храм, который опередил время

Это утверждение может показаться броским, но в действительности оно абсолютно соответствует историческим обстоятельствам: инициаторы начала строительства Богородице-Рождественского храма в 1843 году вряд ли могли предположить, что уже через 18 лет Красноярск «окажется» престольным градом новообразованной Енисейской епархии, которому «по статусу» будет необходим красивый и вместительный кафедральный собор.

2

Богородице-Рождественский собор. Литография XIX века.

Изначально же возведение храма было приурочено к рождению у императора Николая I внука, великого князя Николая Александровича. Красноярск в ту пору утверждался не только как столица молодой Енисейской губернии, но и как важный центр золотодобывающей промышленности. Ну а что могло лучше засвидетельствовать крепость в вере и верноподданнические чувства преуспевающих красноярских купцов и промышленников, чем строительство храма?

Именно так, в соответствии с русской традицией благочестия, и решили 22 октября 1843 года наиболее состоятельные предприниматели города во главе с Исидором Григорьевичем Щеголевым в октябре 1843 года. Конечно, вряд ли они могли предположить, что тем самым помогут Красноярску обрести себя в еще одном статусе — духовного центра необъятной Приенисейской Сибири.

  1. Храм — архитектурный шедевр

А каким еще мог быть бы храм, созданный по чертежам самого Константина Андреевича Тона — автора Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве?

Великий зодчий спроектировал собор для далекого Красноярска в 1843–1844 годах. Богородице-Рождествеский храм стал одним из ярких образцов так называемого «русско-византийского стиля»: его здание имело продольно-осевую трехчастную структуру, состоявшую из прямоугольной собственно церкви с полукруглой алтарной апсидой и притвором.

К основному зданию с западной стороны примыкала колокольня, а с южной и северной, соответственно, Никольский и Крестовоздвиженский приделы. Третий придел, во имя мучеников Исидора и Татианы был устроен в храмовой крипте с юго-западной стороны. Главный объем собора завершался пятью покрытыми металлом шатрами на вертикально вытянутых восьмигранных барабанах.

  1. Храм, который строили дважды

Ошибки, допущенные строителями церкви, привели к тому, что осенью 1849 года верхние своды почти уже достроенного здания обвалились, стены треснули; по счастливому стечению обстоятельств, произошло это в нерабочее время, и никто из людей не пострадал.

Пятилетний труд, казалось, обернулся прахом, но тут упоминавшийся выше Исидор Щеголев принимает смелое решение: полностью на собственный капитал построить собор заново, также возле городской Новобазарной площади, и по тому же проекту К.А. Тона. Повторное строительство обошлось промышленнику более в чем 550 тысяч рублей (почти 60 млн по современному курсу), а ждать его окончания пришлось еще 12 лет, однако на этот раз  Богородице-Рождественский храм был успешно возведен — казалось бы, на века.

005

Исидор и Татьяна Щеголевы

Особой гордостью сибиряков стало то, что участниками благоукрашения собора стала и императорская семья: Цесаревич Николай Александрович пожаловал в главный придел храма икону Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной позлащенной ризе и киоте палисандрового дерева, а императрица — полную ризницу.

Ну а смелый меценат был отмечен на самом высоком уровне — Исидор Григорьевич стал кавалером Ордена Анны II степени с императорской короной.

  1. Самый большой храм в Сибири

Пятиглавый храм, освященный 21 сентября 1861 года — в двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы — епископом Томским и Енисейским Порфирием,  стал самым крупным на всей необъятной азиатской части Российской империи.

Длина собора составляла 55,3 м, ширина — 23,4 м, внутренняя высота — 40,4 м. Неудивительно, что Богородице-Рождественский собор служил не просто архитектурной доминантой, но и сердцевиной всей жизни красноярского общества. Достаточно сказать, что при утраченном храме действовали церковно-приходская школа и большая, по меркам того времени, библиотека, в фондах которой была представлена как церковная, так и светская литература.

i1

Богородице-Рождественский собор. 1928 год.

В разные годы гостями собора становились члены царской семьи, генерал-губернаторы Восточной Сибири, иерархи Русской Церкви, иностранные гости — и у всех его посещение вызывало необычайный восторг. На рубеже XIX и XX веков, Богородице-Рождественский храм во всей его красоте увидели цесаревич Николай Александрович, будущий последний русский император и знаменитый норвежский путешественник, ученый и дипломат Фритьоф Нансен.

  1. Храм, который не сдался богоборцам

Революционные события открыли череду печальных страниц в истории Богородице-Рождественского кафедрального собора.

Главный храм епархии предсказуемо стал одной из первых мишеней красноярских большевиков: 28 апреля 1922 года, под предлогом сбора средств в помощь голодающим Поволжья, новые власти изъяли из собора большую часть богослужебной утвари и облачений.

После сравнительно «снисходительных» 20-х годов, когда власти пытались побороть Церковь путем поддержки раскольников-обновленцев и атеистической пропаганды, начинается трагическая эпоха воинствующего атеизма: храмы стали закрывать, осквернять и уничтожать.

И Богородице-Рождественский собор вновь выступил первой мишенью. Если какие-то другие храмы могли «спастись», став складами, рабочими клубами или домами культуры, то самый главный храм, по логике воинствующих атеистов, нужно было непременно уничтожить, не считаясь ни с чем.

30 декабря 1935 года Крайисполком коммунистической партии принимает решение о сносе кафедрального собора. Поругание святыни летом 1936 году превратилось в настоящее сражение. Собор держался до последнего: потребовалось три взрыва, чтобы обрушить его стены (последний был произведен 12 июля 1936 года).

i5

Руины кафедрального собора. 1936 год.

А его фундамент богоборцам так и не покорился: на нем и был возведен Дом Советов Красноярского края — современное здание регионального Правительства, которое появится только спустя два десятилетия. Перед окончательным разрушением святыни гонители вынесли из нее иконы и утварь, которые были впоследствии уничтожены.

Безбожники не постеснялись и вскрыть гробницы покоившихся в крипте епископа Евфимия (Счастнева), Управляющего Енисейской епархией в 1898–1912 годы, Исидора Щеголева и его супруги Татьяны. К своему удивлению, коммунисты обнаружили, что тела владыки Евфимия и четы Щеголевых остались нетленными. Но и это не вразумило фанатиков: останки заслуженных людей были выставлены для всеобщего обозрения в Краеведческом музее и затем сожжены…


Богородице-Рождественский кафедральный собор на протяжении почти целого века был архитектурным шедевром всероссийского масштаба, главной рукотворной достопримечательностью и величайшей святыней Приенисейской Сибири. И то, что сегодня мы не можем наблюдать его в центре краевой столицы — следствие не планомерного хода истории, а трагических событий, нелепого и злого эксперимента над исторической памятью и национальным самосознанием.

И теперь, спустя еще 80 лет, история дает Красноярску уникальный шанс восстановить справедливость и обрести утраченную по злой воле святыню. Насколько ужасной ошибкой явилось уничтожение собора, настолько непоправимой стал бы отказ от его восстановления.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *