В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел шестой выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О священнике Николае Попове (впоследствии — игумене Иннокентии) — в эфире «Радио России» рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения священника Николая Попова, друга и соратника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), человека, попечением которого в 40-е годы прошлого века открывались в Красноярске храмы. Кроме того, он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». О нем расскажет наша сегодняшняя программа.
Мы продолжаем цикл передач под названием «Уроки столетия: Церковь, общество, человек», который «Радио России. Красноярск» готовит совместно с Музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».
В архиве Красноярского краевого суда хранится дело за номером П-90-02 на имя Николая Васильевича Попова. Из него мы узнаем, что наш герой родился в 1877 году в селе Устюг Краснотуранского района. В 1894 году поступил учителем в школу Малого Кемчуга, затем работал в Тальской и Устюжской школах, а также в Спасской школе Енисейска. Как рассказывает главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин, жизнь нашего героя резко изменилась в 1910 году, когда ему исполнилось 33 года — особый возраст для верующего человека.
ГМ: В 33 года его судьба вдруг изменилась. Хотя слово «вдруг» здесь неуместно: Николай Попов шел к этой перемене в своей судьбе. Он становится псаломщиком храма Параскевы Пятницы в Барабаново, этой прекрасной деревянной церкви, храма-шедевра сибирского зодчества рубежа XIX столетия.
А затем, в 1922 году, он становится диаконом. Потом его рукополагают во священники к Вознесенскому храму села Коркино, что на месте близ нынешнего Алюминиевого завода. Уже нет давно села Коркино и этого чудесного храма, существует лишь единственная фотография, чудом сохранившаяся в фондах красноярского краеведческого музея.
Храм я этот помню, поскольку в детстве жил рядом с ним. Помню, как этот храм был превращен в зернохранилище. Помню, как я пытался краешком глаза заглянуть в его окна, видел какие-то чудом сохранившиеся остатки фресок.
Когда я узнал, что в этом храме нес служение Николай Васильевич Попов, то подумал: не случайно в детстве он казался таким удивительным, намоленным. И хотя в нем было зернохранилище, воспринимался он все равно как храм.
1922 год — это начало жуткого обновленческого периода в истории Русской Православной Церкви. Это начало времени предательств, время фактически отступничества от Христа, время раскола Церкви на Патриаршую и «обновленчекую», неправедную. И вот в этом году Николай Васильевич Попов, который успешно работал учителем всю свою жизнь, вдруг становится пастырем. Неслучайный, и для меня очевидно свидетельствующий о духовном развитии человека момент.
ДВ: Вскоре храмы начинают закрываться. Это конец 1920-ых — начало 1930-ых годов. Отец Николай служит в Красноярской Никольской церкви, затем в Ачинском уезде (в том числе и в знаменитом Казанском соборе города Ачинска). В 1933 году батюшка попадает под репрессии — его арестовывают по обвинению в антисоветской пропаганде, он проходит по коллективному делу и получает 5 лет лагерей. Жена и дочь Лида объявляются семьей врага народа, а сам отец Николай отправляется на БАМлаг, а после окончания этого срока его ссылают в Сухобузимский район. По словам историка и журналиста Геннадий Малашина, только в годы войны батюшка возвращается в Красноярск и здесь сослужит архиепископу Луке, во вновь открытой Никольской кладбищенской церкви.
ГМ: В 1943 году — году великих перемен в отношениях Церкви и государства, году великого перелома в Великой Отечественной войне — многие священники, оставшиеся в живых, начали постепенно возвращаться в родные места: кончались сроки их ссылки.
В Великий четверг Страстной седмицы Николай Васильевич Попов вернулся в Красноярск. Первым делом он, конечно, пришел в открытый за несколько недель до этого Никольский кладбищенский храм, где несли служение святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и священник Алексий Захаров.
Отец Николай попросил благословения у святителя Луки, чтобы служить с ним, и вот, в Пасхальное воскресенье, 25 апреля 1943 года, Владыка Лука впервые совершает Литургию архиерейским чином в никольском кладбищенском храме. К тому времени у него уже было епископское облачение, и антиминс, слава Богу, был получен, и богослужебная утварь уже получилась, собранная со всех концов Красноярского края, и появились два сослужителя: он мог служить вместе с двумя пастырями.
Символично, что период возвращения священника Николая Попова в Церковь начался на Пасху 1943 года, подле великого святого. В январе 1944 года Владыку Луку переводят в Тамбов. Фактически Красноярское благочиние вошло в состав Новосибирской епархии, которой до 1956 года управлял митрополит Варфоломей (Городцев), а «на хозяйстве», в итоге, в Красноярске остался Николай Васильевич Попов…
ДВ: Батюшка объявляет сбор пожертвований на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Ему удалось собрать 620 тысяч рублей. Он просит открыть Покровскую церковь, мотивируя это тем, что больше людей смогут попасть в храм и услышать проповеди о необходимости сплотиться и оказать помощь фронту. Ведь в маленький Никольский храм помещаются максимум 200 человек, а на службы собирается около тысячи и люди вынуждены стоять на улице. Более того, удаленность Николаевской церкви от центра и отсутствие дорог к ней — большое препятствие. Даже архиепископ Лука в своё время описал в дневнике случай, как по пути сюда однажды увяз в грязи, упал и был вынужден повернуть обратно.
Власть соглашается с отцом Николаем. Более того, ему разрешают приобрести для Никольской и Покровской церквей «колокола и наружный колокольный звон», а самого батюшку награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» за собранные для фронта средства. Рассказывает Геннадий Малашин.
ГМ: Николай Васильевич Попов сумел многое сделать для возрождения церковной жизни сначала в Красноярской епархии, затем — в Красноярском благочинии. Он сумел добиться не только открытия Покровского собора: верующим передали и часовню Параскевы Пятницы на Караульной горе. В 1947 году произошло и открытие Троицкого кладбищенского собора.
Вплоть до 1953 – 1955 годов отец Николай нес, с перерывами, послушание красноярского благочинного. Он просил у Владыки Варфоломея освободить его от этой должности, тот шел на уговоры, но проходило несколько месяцев, и отец Николай вновь возвращался к этому своему нелегкому послушанию.
В конце жизни Николай Васильевич испросил архипастырского благословения на монашеский постриг, и стал игуменом Иннокентием.
Ушел из жизни он в конце 50-х годов. К сожалению, мы не знаем до сих пор точно, где он похоронен, мы не знаем, живы ли его родственники и потомки. Может быть, те, кто слушают эту передачу, знают больше об этом удивительном пастыре, и мы сумеем продолжить этот рассказ…
ДВ: Конечно, многое осталось за рамками нашей 10-минутной программы. Но нам хотелось напомнить красноярцам об этом удивительном человеке — священнике Николае (в монашестве Иннокентии) Попове. Он немало потрудился для возвращения некогда закрытых в Красноярске храмов. И в них ныне торжественно славят Пасху Христову.