«Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду, потерял слёпой дуду, потерял слёпой дуду на Борисовском лугу….» — строки старинной песни, пронзают память не только главного героя, но и читателя, который еще не подозревает, что уже не сможет забыть их. В ноябре повесть «Потерял слепой дуду» прогремела на весь Красноярский край и далеко за его пределы, завоевав литературную премию «Ясная Поляна» в номинации «XXI век». Автор — красноярский писатель и журналист газеты «Наш Красноярский край» Александр Григоренко получил в награду миллион рублей.
Это не ироничная история с едкими остротами, и не классический детектив. Это просто жизнь…
«Здравствуй, Шурик»
Я потратила на нее ровно два часа. За это время оторваться от истории было невозможно. По телевизору закончился фильм, который я так ждала, в машинке уже час лежало полусухое белье, а солнце совсем село. Но в моей голове разворачивалась целая жизнь — судьба глухонемого мальчика. Шурик, так его зовут.
Действие происходит в деревне и в городе периода СССР, его развала и годы после. Кажется, что и имя Шурика выбрано под стать эпохе. Возможно, это прозвучит субъективно, но слышать о современных «шуриках» не доводилось уже давно — с тех пор как выросла, и перестроечное время осталось позади. Тогда для меня было два Шурика — известный всем герой «Операции „Ы“» и папин друг, именовавшийся только так, а не «дядя Саша». Так и имя Шурик осталось неразрывно связано с когда-то существовавшей страной Советов.
Вернемся к мальчику. С малых лет он оказался сиротой при живых родителях, находясь под опекой бабушки, любящего дяди и множества родственников. Мир крутился вокруг этого мальчугана, который мог разбирать слова и говорить лишь отчасти. И будь это сказкой, то, наверное, он бы однажды вылечился, нашел хорошую работу, завел счастливую семью… а Григоренко не получил бы свою премию.
Но жизнь развивалась в том русле, в котором ей положено. Бабушка старела, у дяди и остальных возникали собственные проблемы, а Шурик вырос. Постепенно, любимые им люди стали исчезать из его жизни. Иногда потому, что он был виноват в этом сам, иногда это была досадная несправедливость, а иногда просто подходило их время. Но все они помогали ему. Возможно, ему не доставало способности взяться за ум, не хватало самостоятельности. Он всегда принимал помощь, даже тогда, когда внутренне не желал этого. Он много принимал, но мало отдавал. Да и отдавать ему, собственно, было особо и нечего. С детства обласканный всеми, он в итоге остался один. Копившееся годами внутреннее одиночество в какой-то момент стало внешним, и Шурик оказался истинным его воплощением.
«Ему скажут: мы помогали тебе всегда, а что ты? Тебя отовсюду прогнали – из семьи, с работы. Ты пьешь, опустился до бродяги. Ну и что, что ты глухонемой, посмотри, как живут такие, как ты. Они сами карабкаются, к тому же государство им помогает. Ты карабкаешься? Нет. Ты обращался к государству? Опять же нет. Почему ты не можешь так же, как другие? У тебя проблемы, а у нас? Наши беды ты знаешь? Ты – ленивый, пьяный, грязный – хоть раз спросил нас, как мы бьемся? И за что мы бьемся? За жизнь, Шурик. За нормальную и как таковую. А тебе тридцать шесть лет. Ведь если бы ты пришел сразу и трезвый, тогда, наверное…».
А. Григоренко, «Потерял слепой дуду».
Вырастая, он так и остается тем маленьким мальчиком. И все же, его по-настоящему жаль. Жаль, как человека, которому не повезло с рождения, как человека, который так и не набрался сил бороться за себя и просто достойно жить. Тем не менее, историю Шурика нельзя назвать роковой. И когда приходит осознание этого, то сожаление приобретает совершенно иную тональность.
«Хочется, чтобы…»
Повесть Григоренко может позволить окунуться в художественный мир с головой. А мир, вроде бы вот он, совсем рядом был, существовал…. Близость того, что не возвратно, невольно повергает читателя в сравнения с современностью. И здесь уже каждый делает выводы, исходя из собственного пережитого багажа. Может быть, кому-то покажется, что повесть вовсе не об одном только вымышленном человеке, живущем в таком реальном мире, а в каком-то смысле обо всех тех, кто однажды обнаружил, что его родной страны больше не существует, а реальность вокруг перевернулась с ног на голову. Но даже без этого опыта в жизни, без такого прочтения, повесть все равно производит сильнейшее впечатление.
Реальность со всеми перипетиями, сливающимися в единую гармоничную композицию — то близкое и до мелочей знакомое, что пропитывает повесть насквозь. Умеренная гармония лексики, описаний, диалогов, порядка повествования приковывает внимание к сюжету. В современной литературе ведь как бывает: читаешь и замечаешь несостыковки, нарушения логики, а порой, вообще не понимаешь, что хотел сказать автор. «Потерял слепой дуду» в этом смысле кардинально отличается. С первых строк про ползущего белого змея февраля и вплоть до последних про слепого странника с потерянной дудкой повесть не отпускает ни на минуту. Буквально.
Хочется, чтобы эта повесть стала классикой. Той самой, которую читаешь в детстве, и благодаря которой влюбляешься в школьные уроки литературы и литературу вообще. Хочется, чтобы по ней учились наши дети, воспитывая в самих себе реальные, а не вымышленные нравственные устои и ценности жизни в принципе. Хочется, чтобы она стала «сибирской нетленкой», ведь события произведения, разворачивающиеся в Сибири, тесно взаимосвязаны с ее колоритом, бытовыми проблемами, поведением людей. Наконец, хочется, чтобы однажды грамотный режиссер (совсем здорово, если сибиряк), экранизировал эту историю столь же достоверно, живо и правдоподобно, как ее удалось изобразить в книге автору.
Обращение к читателю
До прочтения «Потерял слепой дуду» я не была знакома с творчеством Александра Григоренко. Теперь же, отправляясь читать изданные ранее произведения автора, эту повесть я буду советовать всем и каждому. Не важно, какого вы возраста, статуса, сколько у вас материальных или физических возможностей, насколько вы заняты или свободны, найдите два часа времени и прочитайте. Это действительно стоит того.
Александр Григоренко родился в 1968 году в Новочеркасске. Окончил Кемеровский государственный институт культуры, отделение кино и фотографии. Публикуется с 1989 года. Финалист премий «Большая книга» (2012, 2014), НОС (2014), «Ясная Поляна» (2015). Живет в г. Дивногорске Красноярского края. («Журнальный зал»)
Заглавное фото: litcult.ru.