«Я полюбил страдания…»

В третий раз богоборческие власти арестовали епископа Луку 24 июля 1937 года: его обвиняли в создании мифической «контрреволюционной церковно-монашеской организации»… Перед этим будущий святитель Церкви несколько лет прожил в Средней Азии — он занимался частной медицинской практикой, при этом отказом отвечая на навязчивые предложения снять с себя священный сан.

Положение арестованного епископа осложнялось тем, что на него уже успели дать «изобличающие показания» несколько священников и епископов Православной Церкви. Все они тоже проживали в 1930-е годы в Средней Азии и их так же арестовали по делу несуществовавшей «организации». «Контрреволюционером» епископа Луку называли на допросах и работавшие в Ташкентском медицинском институте профессора-врачи, знакомые с архиереем по его врачебной работе.

Разумеется, все эти показания были, так или иначе, «выбиты» из несчастных следователями НКВД. Некоторым из этих сдавшихся перед страхом людей даже хватило совести признаться в оговоре самому ВойноЯсенецкому через записки, чудом дошедшие до арестованного хирургаархипастыря, — об этом, в частности, упоминает исследователь Владимир Лисичкин.

Однако сам святитель Лука возможность подобного «компромисса» лично для себя решительно отмел. Ему шел уже седьмой десяток лет, из-за осложнения лихорадки он ослеп на один глаз, однако епископ упорно отказывался подписывать «признание» или клеветать на других людей. Железную волю Войно-Ясенецкого не сломили даже допросы варварским методом «конвейера»: когда допрашиваемому не давали спать несколько дней подряд. Известно, что один из «конвейеров», через которые прошел будущий святой Церкви, длился почти две недели.

В начале 1938 года ни в чем не признавшегося епископа Луку перевели в центральную областную тюрьму Ташкента. Материалы в его отношении выделили в отдельное уголовное производство. Только 29 марта 1939 года архиерею, наконец, дали ознакомиться с этим делом: большинства собственных показаний он там не нашел.

В феврале же 1940 года, во внесудебном порядке — через Особое совещание при НКВД СССР, — его приговорят к пяти годам ссылки в Красноярский край. Так святитель окажется на берегах Енисея второй раз в жизни. К тому времени все священники и архиереи, под пытками оклеветавшие в 1937-м владыку Луку и признавшие свое членство в «контрреволюционной церковно-монашеской организации», уже будут расстреляны или отбывать лагерные сроки…

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *