Почему в середине Великого поста православные верующие отмечают праздник в честь Креста Господня? Чем он отличается от Крестовоздвижения и Изнесенеия честных древ Креста Господня?
Изначально торжество установили в память о военной победе Византии над Ираном (Сасанидской империей) весной 631 года. Тогда греческому василевсу Ираклию I удалось не просто разбить врага, но и вернуть в Иерусалим величайшую святыню всего христианского мира — похищенный иранцами ранее Животворящий Крест.
В память об этом событии и был установлен праздник. Со временем он стал переходящим, а как время его празднования закрепили середину Великого поста — его третье воскресенье. Память о ратных подвигах императора Ираклия I со временем затерлась, праздник стал носить миссионерский смысл: в него оглашенным, собиравшимся креститься на Пасху, стали рассказывать о значении креста как главного христианского символа.
Главной богослужебной особенностью этого торжества, что следует из его названия, служит поклонение Кресту Господнему. Его выносят в центр храма еще в субботу, на Всенощном – как напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Свои атрибуты Крестопоклонная неделя обрела в народной традиции у разных славянских народов. Эти семь дней почитались, в первую очередь, как преполовение («середина») Великого поста. Считалось, что пост в ночь со среды на четверг «ломается пополам», поэтому если не спать в эти часы, то можно даже услышать, как он хрустит, точно хлеб.
Хозяйки же обычно пекли пироги из постного теста в виде крестов с начинками-сюрпризами; считалось, что такая находка внутри кушанья может указать на то, каким будет год для каждого человека. Монетка или зерна, например, сулили богатство и урожаи, а вот уголек — напротив, печали и неудачи.