Коммунальный мост: от идеи до воплощения

Предмостная площадь в Красноярске, 1960-е гг. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей

15 ноября 1961 года был сдан в эксплуатацию и открыт для движения пешеходов и транспортных средств Коммунальный мост через Енисей в Красноярске.

Коммунальный мост Красноярска — действующий мост через Енисей, вошёл в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира». Ширина составляет 23,4 м, высота — 26 м. Общая длина мостового перехода с подходами и дамбой 2300 м.

Первые разговоры о необходимости моста, который будет соединять правый и левый берега Красноярска, начались еще в 30-е года прошлого века — тогда в городе был рассвет строительства промышленных мероприятий на правом берегу. Единственной переправой на тот момент являлся железнодорожный мост. Начало Великой Отечественной войны спутало все планы и вопрос строительства был отложен — для нужд фронта был организован понтонный мост.

Понтонный мост через Енисей, 1953 г. Фото: Красноярский краеведческий музей

В 1956 году в Красноярск начали съезжаться строители, архитекторы и инженеры со всех территорий СССР: проект моста разработал московский институт «Гипрокоммундортранс», строительство вел филиал «Мостострой № 2» (ныне Мостоотряд № 7). Использовался кессонный метод возведения фундаментов глубокого заложения — на дно Енисея опускали огромный колокол из железобетона с рабочими внутри. Смены в таких экстремальных условиях, с давлением 1,8 атмосферы, длились по 4 часа.

Спустя 2 года, в 1958-м, уже были установлены все опоры моста и приступили к сооружению полусводов — рабочие использовали плавучие опоры, которые буксировались к местам монтажа на теплоходах. Зимой 1960 года полусводы были установлены, а 17 октября 1961-ого прошёл митинг, посвящённый открытию.

После месяца технологических испытаний Коммунальный мост был сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года.

Строительство Коммунального моста через Енисей, 1960-е гг. Фото: Л. Г. Сизов

С тех пор, соединяющий правый и левый берега столицы Красноярского края, мост облегчил передвижения горожан — до постройки, красноярцы перебирались на другой берег на плашкоуте (платформа на двух больших плоскодонных лодках, которую перемещали с помощью каната и силы течения реки).

За разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, позволившей существенно сократить сроки строительства и удешевить его, строителей моста удостоили Ленинской премии.

По материалам сайта ОАО «Сибмост».

Дмитрий Кокорин

Дмитрий Кокорин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *