От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и все силился понять, что на ней нарисовано. — Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить». Видишь, как рассуждают!
Николай Носов, «Незнайка на Луне»
Феномен «понятности» и «непонятности» современного искусства глазами вечно любопытного ребенка выглядел бы довольно комично, если бы не был настолько близок сегодняшнему дню. Современное искусство, как и искусство вообще, трактовать сложно. Кто-то приходит в неописуемый эстетический восторг от полотен Пикассо, Васнецова или Гогена и взапой читает Шолохова и Достоевского, заслушиваясь композициями Баха, а кому-то обычные разноцветные кляксы на холсте, песенки из двух бессмысленных строчек или груды склеенных вместе автозапчастей кажутся глубокомысленным творением. Общество словно расколото на лагеря «постпостмодернистов», «классицистов» и тех, кто никаким искусством не интересуется в принципе. Грубое разделение, которое, все же, имеет место быть.
Чтобы ответить на вопрос о современности, обратимся к общепринятому определению искусства. Искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, способ познания и выражения духовной культуры человека. Именно это мы понимаем, глядя на многочисленное культурное наследие признанных классиков. А что мы видим сейчас? Обилие противоречивых, местами осмысленных, а местами вызывающих даже отвращение и неприятие перфомансов, арт-проектов, картин, произведений и инсталляций. Все это наталкивает на три важных аспекта личности современного человека искусства.
Первый — ему стало скучно. Он уже впечатлен мастерством великих авторов, он насытился. Если подумать, какой массивный багаж опыта и знаний, накопленный за время существования человечества, дошел до наших дней, то это и не удивительно. Современные авторы пытаются показать не столько красоту, сколько смысл обыденных вещей, на которые мы в повседневной суете редко обращаем внимание. Правда, при этом они не всегда стесняются в формах выражения или слишком глубоко уходят в своем стремлении, подчас обнажая слишком личное и интимное, что далеко не каждому по вкусу.
Второй момент напрямую связан с последним утверждением. Разве что здесь ситуация усугубляется низким культурным самосознанием и банальным желанием «нахватать звезд с неба» и примкнуть к так называемой элите. Здесь прекрасно находит себе поле для деятельности умение «креативить от природы» и выдумывать что-то невообразимо новое и шокирующее. Пока таких талантов хватает, но уже есть все предпосылки того, что очень скоро удивлять будет нечем. Современный человек перенасыщен информацией, поэтому поразить его чем-либо становится все сложнее. К примеру, на XI красноярской музейной биеннале шокирующее представление Милы Долман (Москва) под названием «Терпение» вызвало немалый ажиотаж. Вышитое огромными буквами на белоснежном куске ткани слово «терпение» руками двух, как две капли воды похожих друг на друга девушек, не вызвало бы бурю зрительских эмоций, если бы не пиявки, высасывающие кровь из спин творительниц. В конце перфоманса пиявки были брошены на холст, забрызгав его кровью. Спустя полчаса кто-то сказал: «Я до сих пор не могу от этого отойти». Осмыслено, но неприятно.
Третий — он хочет заявить. Это может быть проблема, ситуация, точка на карте, неважно. Главное — сильное желание поделиться этим с миром, привлечь внимание к волнующему автора предмету. Только в наши дни это происходит не по типу «написал и готово», а создаются масштабные проекты, на стыке действия и творчества, иногда даже на грани экстремальных условий. К примеру, арктический проект «Сибирь и точка», рассказывающий о Диксоне — поселке на побережье Карского моря и представляющий не только свежий взгляд на север Сибири, на ее прошлое и настоящее, но и повествующий о судьбах живущих и ежедневно трудящихся там людей.
«Сегодняшнее» искусство разнопланово и находит множество откликов, будь они положительными или отрицательными. Поэтому, чтобы не быть голословными и однобокими, мы узнали у красноярцев, что значит для них современное искусство.
МАРИНА, 31 ГОД, ПЕРЕВОДЧИК
— Современное искусство, по моему мнению, это в большей степени концепция, чем техника или талант. Сейчас его ценность в оригинальности, нетривиальном подходе и необычности. Чем заковыристее задумка и проще исполнение, тем лучше. Но в тоже время, если вещи действительно новые и уникальные, то им как раз проще добиться внимания, потому что за историю искусства много чего было и есть, из чего выбрать. Ну и последний момент, который можно отметить, это интерес к повседневной жизни и поиске в ней «искусства». Тут разброс большой — от работ Терри Ричардсона до мобилографии.
АНТОН, 26 ЛЕТ, БИЗНЕСМЕН
— Я к искусству посредственно отношусь. Как таковое искусство вообще не понимаю и рассматриваю его с позиции реалиста. Например, картины, статуи или дизайн я оцениваю с точки зрения красоты и сложности, и если мне это нравится, значит это круто. Если нет, то неважно, кто это нарисовал, сделал или сочинил.
ЕКАТЕРИНА, 29 ЛЕТ, ХУДОЖНИК
— Хорошо, когда современное искусство понятно, красиво, оригинально, творчески сделано и действительно вдохновляет. Это относится ко всем его разновидностям, хотя в каждой из них есть свои крайности, которые мало кому понятны и иногда находятся на грани безумия. К такому я отношусь негативно. Я приверженец «старой школы» живописи. Когда есть интересная идея, посыл, то не важно, из чего это сделано, а когда, например, собаку на поводке выставляют на люди и оставляют умирать (так было на биеннале в какой-то стране), и считают искусством, то это уже ненормально.
АРСЕНИЙ, 22 ГОДА, СТУДЕНТ
— Мне кажется, что в современном искусстве значительную роль (но не всегда главную) играет некая элитарность, то есть очень много произведений искусства направлены на небольшую группу людей. Однако в то же время современное искусство становится более открытым — прежде всего, это выражается в различных видах уличного искусства, в том числе аккуратных граффити и уличных рисунков с сюжетом.
ЮЛИЯ, 23 ГОДА, ДИРЕКТОР КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА
— Современное искусство — это то, что заставляет нас думать и мыслить. Ситуация с вопросом объективного определения сути современного искусства осложнена тем, что критериев, внятных как раз для того человека, который ставит вопрос таким образом, нет. Большинство людей, на которых современные деятели буквально обрушивают это искусство, размещая объекты на улице и на популярных Интернет-ресурсах, не владеют языком искусства, и это нормально! Потому что это узкая специальность. И напрыгивать на таких людей с картинами типа «Тайной вечери» Поздеева — все равно, что требовать от ребенка, который еще азбукой-то не овладел, разговаривать сложными предложениями. Вопрос научения людей, доведения их до восприятия таких предметов современного искусства — вопрос профессионализма деятелей культуры, и вот как раз его и не хватает.
ДМИТРИЙ, 40 ЛЕТ, ЖУРНАЛИСТ
— Вообще современное искусство — это культурный продукт, который создается сегодня. Оно разное, поскольку характеризуется только временем создания. Думаю, что любой человек найдет в современном искусстве то, что ему близко и то, что неприемлемо. Я бы не взялся выявлять основные признаки современного искусства именно поэтому. На мой взгляд, в современном искусстве больше интерактивности, взаимодействия с пространством, зрителем. Новаторский язык искусства должен быть оправдан идеей. Новаторство ради воплощения идеи, а не наоборот!
АНАСТАСИЯ, 22 ГОДА, ОРГАНИЗАТОР ПРАЗДНИКОВ
— Для меня современное искусство — это скорее техника. Фотография, видео, создание нового… Сейчас это очень распространено и является искусством. Так же делают выставки на экранах… Но и театры не уступают, естественно. Это было, есть и будет самым востребованным искусством.
МИХАИЛ, 30 ЛЕТ, ФОТОГРАФ
— К современному искусству отношусь положительно. Молодые энтузиасты, порой, удивляют своим творчеством. Очень нравятся работы в стиле абстракционизма, когда непонятные, на первый взгляд, картины завораживают взгляд сочетанием нестандартных форм и цвета. Очень люблю инсталляции, когда художники из различных предметов создают потрясающие композиции. К примеру, часто по телевизору показывают, как люди превращают бытовой мусор в произведение искусства. Категорически отношусь к определенному направлению в современном искусстве, когда люди мажут себя красками и катаются потом по бумаге, создавая, как они думают, шедевры. Полагаю, что это от того, что ничего более интересного придумать они не в состоянии.
ИННА, 25 ЛЕТ, ФРИЛАНСЕР
— Современное искусство — это не только «непонятная мазня» или «сумасшедший мужик сотворил какую-то ерунду и называет это акцией», это все же очень широкое понятие. Очевидно, что в XX и XXI веках искусство не может быть таким, каким оно было, например, в веке XIX. Искусство прошлых веков тоже когда-то было современным, и великие художники самых различных сфер нередко умирали непонятыми и в нищете. Мне кажется, что искусство (не важно, современное или нет) — это про передачу мысли или чувства каким-либо языком. Оно может начинаться с эмоции, т.е. с пресловутой вкусовщины «нравится/не нравится», а дальше уже идет процесс расшифровки, интеллектуальной работы и работы чувств.
Современное искусство — это когда каждый может попытаться донести свое послание (эмоцию, чувство) каким-либо выразительным средством, и здесь в ход идет все: классические материалы или, например, медиа. Важна мысль, чувство, эмоция, а техника сама по себе отходит на второй план. На технику за века уже все насмотрелись, нужно другое. В галереях часто можно услышать «да я тоже так могу». Сделайте. Кажется, что в этом и смысл. Ты уже почти великий и крутой, если у тебя есть мысль, если ты способен на чувство, если можешь передать эмоцию.
В общем, это процесс воспитания у зрителя желания самому находить сущность прекрасного. Или даже попытаться сделать. И оно не должно быть красивым/некрасивым/плохим/хорошим. Чем меньше вы будете учить искусство «как надо» — тем больше для себя откроете. Надо пробовать воспитывать в себе желание чувствовать, это важно.
В материале использованы кадры из мультфильма «Незнайка на луне»