Преступление и наказание

0b6447697c4515e628b1b59acc194787

Этой весной внимание российского общества приковали к себе события в Ставрополе: в этом городе начался судебный процесс по делу пользователя социальной сети «ВКонтакте» Виктора Краснова. Мужчина обвиняется в нарушении части 1-й статьи № 148 Уголовного кодекса Российской Федерации — иными словами, в оскорбления чувств верующих.


Для справки

Подобные законы действуют в 48-ми странах, в том числе в европейских — Ирландии, Дании, Германии, Польше, Греции и на Мальте. В Дании его последний раз применяли в 1938 году, когда нацистов наказали за антисемитскую пропаганду. В Германии в феврале 2016-го бывший школьный учитель был приговорен к штрафу в 500 евро за антихристианские наклейки на автомобиле. В 2006-м немца приговорили к году отложенного заключения за то, что он напечатал Коран на туалетной бумаге. На Мальте в 2014-м вынесли 99 приговоров за «публичное богохульство».


Положение дел на 2016 год

Закон о защите чувств верующих в России, а точнее поправки об увеличении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», действуют с 2013 года (до этого времени оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением). Максимальное наказание — лишение свободы сроком на 3 года либо штраф в 500 тысяч рублей.

На 2016 год по 148-й статье было возбуждено лишь несколько дел, наиболее суровым наказанием были 200 часов обязательных работ, к которым был приговорен житель Ижевска за публикацию оскорбительного для мусульман изображения. По сути, начавшийся в феврале 2016 года по уголовному делу ставропольца Виктора Краснова — один из первых случаев доведения до судебного процесса оскорбления чувств православных верующих. Однако, не все так гладко и просто…

Краснов — случайный «тролль»

Ряд российских СМИ представил данный процесс как акт борьбы с инакомыслием. Дескать, Краснов страдает только за то, что он атеист. «Жителя Ставрополя судят за фразу „Бога нет“», «Ставропольского блогера судят за фразу „Бога нет“», «В Ставрополе судят атеиста», — подобными заголовками пестрят различные интернет-таблоиды. Создается ощущение, что на Юге России в эти дни происходит что-то сопоставимое со средневековыми судилищами над Джордано Бруно или Галилео Галилеем.

Вот только сам обвиняемый в образ героя-вольнодумца, мягко говоря, не вписывается. Для этого достаточно найти в сети Интернет скриншоты того самого злополучного обсуждения во «ВКонтакте». К слову, это был вполне безобидный пост в сообществе «Подслушано Ставрополь». Прочитав, понимаешь: Виктор Краснов никак не дотягивает до интеллектуала, вставшего на тропу войны с «религиозным мракобесием». Его даже трудно назвать просто тактичным и образованным человеком: иначе бы он различал послание апостола Павла и «Домострой» и демонстративно не называл Библию нецензурным словом, допуская при этом орфографические и пунктуационные ошибки. Так что дело вовсе не в отрицании существования Господа…

Абсолютно очевидно, что Краснов не пытался доказать правоту своих мировоззренческих установок (если они у него и есть), он просто занимался, как принято говорить, «троллингом» (форма социальной провокации в сетевой коммуникации — Прим. ред.) своих верующих оппонентов — Дмитрия Бурняшева и Александра Кравцова, которые поначалу пытались придать происходящему характер дискуссии. Но заслуживают ли одобрения их дальнейшие действия? Они пишут заявление в полицию, при этом ходатайствуя о неучастии в следственных действиях. Приемлемо ли это морально? На мой взгляд, нет, особенно если ты пытаешься выставить себя ревнителем веры: «назвался груздем, полезай в кузовок».

Недопонимание вызывает и работа правоохранительных органов по делу. Акт банального невежества и хамства попытались вначале классифицировать как разжигание межнациональной розни. Потом все-таки поняли, что до таких высот данное дело не поднять, и остановились на оскорблении чувств верующих?

Чего же добились этим делом его «герои»? Разве стало меньше гадких комментариев в адрес Православия и Церкви в блогах и социальных сетях? Нет. Зато причинен солидный репутационный ущерб как законодательству государства, так и, косвенно, Русской Православной Церкви: у недругов Православия уже появился еще один повод утверждать о сращивании Церкви с государственным аппаратом. По-моему, если бы это было правдой, то служители Церкви обеспечили бы хотя бы неприкосновенность православных святынь.

«Избирательность» закона

Увы, не встречает интереса у СМИ в масштабах страны (тут, пожалуй, можно вспомнить только дело о небезызвестной группе Pussy Riot) и не находит должного рвения у правоохранительных и судебных органов тема хулиганских выходок и откровенного кощунства в храмах.

Выходит так, что за мерзкие, пускай и безобидные комментарии, человек может быть лишен свободы, но в это же время десятки людей в разных концах России отделываются небольшими штрафами или исправительными работами за поступки, которые словно сошли со страниц истории времен «воинствующего атеизма». Это и осквернение алтарей, и избиения священнослужителей, и погромы внутреннего убранства храмов.

Вот, например, на сайте moe-lipetsk.ru читаем: в Липецкой области правонарушитель «сбросил с алтаря крест с мощами из Иерусалима, благослужебную книгу и книгу Евангелие, после чего начал топтаться на них, при этом громко выкрикивая нецензурную брань. После этого вандал погнул напрестольный крест, разбил стекла в оправах нескольких икон и повалил на пол подсвечники». Но липецкая Фемида мягче сердцем своей ставропольской сестры: «возбудили уголовное дело по статье „Вандализм“». Теперь безбожнику грозит штраф в размере до 40 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов». К сожалению, это только один из подобных случаев….

Логика правоохранительных и судебных органов непонятна. Будучи обязанными защищать чувства верующих, в одном регионе они преследуют не особо умного бедолагу, в то время как в других настоящие осквернители веры и поругатели святынь отделываются «легким испугом».

Быть может, таким образом правоохранители пытаются исполнить евангельское наставление «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3)? Церковь же непроизвольно приобретает мрачный имидж некого Левиафана, оставаясь, на самом деле, беззащитной перед лицом хулиганов…

Многие вопросы до сих пор остаются открытыми. Мы будем следить за развитием событий.


Мнение

— Должны ли подвергаться люди наказанию за отдельные высказывания, в том числе, в сети Интернет? Или наказание должно наступать только за совершение преступных действий?

Митрофорный протоиерей Олимпий Богинский, член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, председатель отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии, настоятель Александро-Невского храма г. Красноярска:

— На первый взгляд, слова, даже самые неприятные и оскорбительные, нельзя приравнивать к преступным действиям. Но если клеветникам предоставить полную свободу, разве это приведет к чему-то хорошему? Отсутствие контроля и порицания неизбежно приведет к вседозволенности. И так уже противно бывает читать, что некоторые люди пишут о Церкви, о религии в Интернете…

Протоиерей Павел Третьяков, настоятель Петропавловского храма г. Ужура:

— Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», — гласит народная мудрость. Порой люди пишут в Интернете неприятные вещи на эмоциях или по незнанию, а потом, быть может, им самим становится неприятно читать это. Считаю неправильным наказывать за единичные высказывания. Другое дело, когда человек намеренно и систематически ведет провокаторскую деятельность, сознательно оскорбляет чувства верующих. Такое, конечно, надо пресекать.

Иерей Максим Золотухин, штатный священник Покровского кафедрального собор г. Красноярска:

— Безусловно, хулиганские выходки и откровенный вандализм в храмах должны строго наказываться. Но вот что касается высказываний, публикаций и комментариев в социальных сетях…. Знаете, здесь нужно различать намеренные провокации и банальное невежество. За глупость людей наказывать нельзя.


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *