22 марта 1989 года охваченные духом перестройки партийные власти Красноярья принимают знаковое решение для дальнейшей истории Православия на обоих берегах Енисея: верующим полагалось вернуть изъятое ранее здание Покровского храма.
Современному жителю краевой столицы трудно представить кафедральный собор в самом сердце города — на пересечении проспекта Мира и улицы Сурикова — в каком-то ином качестве, нежели чем место молитвы. Однако еще в 1980-х здесь размещалась картинная галерея, и это было еще «меньшим злом». Ведь ранее, в 1930-х годах, будущий кафедральный собор вообще использовался дислоцированной в Красноярске армейской частью в качестве конюшни (!).
В промежутке между двумя этими не самыми радостными вехами в истории собора его однажды уже возвращали верующим — в 1945 году, во время короткого примирения советского государства с Русской Православной Церковью в годы Великой Отечественной войны. Тогда прихожане старательно избавили намоленное поколениями здание от следов присутствия конюшни, поставили приобретенные на свои средства колокола. Но в хрущевские 1950-е вместе с «оттепелью» настанет и, если так можно выразиться, «богоборческий ренессанс». Немногие уцелевшие красноярские храмы стали бельмом на глазу у бдительных партийцев. Тем более их возмутило желание тогдашнего настоятеля протоиерея Евгения Насекайло отреставрировать обветшавшее здание: на священника даже заведут явно сфальсифицированное уголовное дело за «воровство стройматериалов».
В 1961–1962 годах Покровский храм у верующих снова изъяли. Причем церкви грозило уничтожение, благо, что за прецедентом далеко ходить было не надо. Исторический Воскресенский собор как «не представляющий архитектурной ценности» варварски снесли в Красноярске в те же годы. Более того, в 1960-х городскими властями всерьез обсуждался план строительства «близнеца» известного Дома быта как раз по другую сторону улицы Сурикова — на месте нынешнего кафедрального собора…
Но всё-таки Покровской церкви повезло: здание уничтожать не стали, а разместили там камнетесную мастерскую. В 1978 году ее сменит картинная галерея. Здание перед этим отреставрируют: именно тогда из белого будущий кафедральный собор станет на некоторое время кирпично-красным с зелеными куполами, — таким его наверняка помнят еще многие красноярцы.
А в 1989 году существованию Покровского храма вне Церкви был положен конец. Власти пытались всеми силами избежать широкой огласки принятого решения, однако не получилось: в исторический день сюда пришли сотни верующих.
Нынешний регент Архиерейского хора Покровского собора Дмитрий Васянович вспоминает:
— Одна давняя прихожанка собора рассказывала, что об открытии церкви узнавали друг от друга, и в назначенный день терпеливо ждали у ее дверей. Шли часы, но народ не расходился: тихо и благоговейно ждали, не теряя надежды. И когда верующим спустя полдня разрешили войти внутрь, совершить молебен, многие плакали от счастья.
Летом того же года повторно храм освятил митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). Ждать новосибирского владыку пришлось потому, что Красноярский край еще продолжал оставаться в церковном отношении лишь благочинием в составе Новосибирской епархии: уцелевшие в Енисейской Сибири храмы тогда можно было буквально пересчитать по пальцам…
Возвращение Покровского собора станет «точкой невозврата» для новейшей истории Церкви в Красноярском крае. После этого исторического события речь пойдет не только о передаче верующим старинных храмов и строительстве новых; делом ближайшего времени станет и возрождение отдельной Красноярской епархии.