Праздник Сурикова!

Афиша

23 декабря стартовал юбилейный Х Зимний Суриковский фестиваль искусств — большой праздник, посвящённый жизни и творчеству великого исторического живописца и нашего земляка, основателя сибирской школы живописи.

Этот год юбилейный не только для фестиваля, но и для одной из любимых народом его картин «Взятия снежного городка», написанного в Красноярске в 1890 г. В честь этого в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова открывалась выставка «Картина с сильным характером», в которой приняли участие красноярские и тюменские музеи, а также Государственная Третьяковская галерея, откуда к нам приехали четыре этюда к «Взятию снежного городка».

Приезд в Красноярск произведений Василия Ивановича Сурикова — это всегда большое событие, которое даёт повод лишний раз взглянуть на творчество нашего знаменитого земляка, величайшего русского исторического живописца. И со временем крепнет убеждение, что Суриков многолик. Одна из главных черт его творчества — художник постоянно менялся, и если традиционно Сурикова воспринимают как реалиста, то некоторые его поздние работы скорее относятся к импрессионизму. Мы привыкли, что Суриков писал о русской истории, но сибиряки ещё знают многочисленные его сибирские пейзажи. Совершенно неожиданно для многих открытие Сурикова как портретиста, книжного иллюстратора или автора лёгких испанских и итальянских акварелей. Акварели Сурикова — это вообще особая тема, особое направление в его творчестве, развивавшегося с самых первых лет его творчества до последних.

Особенной любовью зрителей всех времён и народов (что редко для Сурикова — национального русского художника) пользуется картина «Взятие снежного городка», которую художник писал в Красноярске (заканчивал он её в Москве). Для этого произведения, изображавшего старинную сибирскую масленичную забаву Сурикову позировали красноярцы, в том числе и его родной брат Александр Суриков.

Саша

Суриков В.И. Александр Иванович Суриков в шубе. 1889 — 1890 гг. Музей-усадьба В.И. Сурикова

Картина «Взятие снежного городка», так непохожая на «Утро стрелецкой казни» или «Боярыню Морозову», тем не менее является центральным произведением в творческой биографии Сурикова. Она родилась неожиданно для многих.

После знакомства публики с «Боярыней Морозовой» Суриков был признан ведущим историческим живописцем России, он был счастлив в семейной жизни, написал грандиозные картины, познал славу, не имел недостатка в деньгах… Но беда была рядом.

В 1888 г. после поездки в Сибирь тяжело заболела и умерла жена художника Елизавета Августовна. Это был страшный удар для Сурикова. Он находился в подавленном состоянии, каждый день ходил на могилу жены, почти не мог работать. Он дал обещание своим дочкам девятилетней Оле и семилетней Лене, что никогда больше не женится (и сдержал своё слово).

В это тяжёлое для художника время к нему из Красноярска приехал брат Александр, который предложил Василию Ивановичу вернуться в родной город, и Суриков с дочками вновь оказался в родном доме в центре Красноярска, выстроенном его отцом в 1830-е годы из сибирской лиственницы (сейчас это Музей-усадьба В.И. Сурикова). Мать Прасковья Фёдоровна и брат Александр окружили художника и его дочерей заботой. Через некоторое время художник вновь начал работать. Тогда появилась замечательная акварель с изображением дома Суриковых (она также присутствует на выставке). А затем Александр предложил написать картину о традиционной игре, которой ежегодно тешились казаки на правобережье — в сёлах Торгашинском и Ладейском. Художник загорелся этой идеей и создал самое жизнерадостное своё полотно, воспевающее русскую удаль.

городок

«Городок» стал началом нового этапа в его творчестве: от изображения трагедий Суриков перешёл к «героическим картинам», показывая силу русского народа в действии. После написания «Городка» он естественно обратился к корням этой игры, которые уходили во времена боёв казаков Ермака с сибирскими татарами, и создал грандиозное «Покорение Сибири Ермаком», а затем показал сметающее все препятствия  уникальное единение армии и народного полководца в «Переходе Суворова через Альпы».

На выставке представлены этюды Сурикова к картине из собрания Государственной Третьяковской галереи (в том числе известная «Смеющаяся девушка»), Музея-усадьбы В.И. Сурикова, Красноярского краеведческого музея и Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. В нескольких залах размещены уникальные экспонаты Красноярского краеведческого музея, Музея-заповедника «Шушенское» и Музейного комплекса имени И.Я. Словцова (Тюменский областной музей изобразительных искусств). Гостей выставки поразила роскошь тюменских ковров, подобных тому, который изобразил Суриков на своей картине.

Сеющ

Суриков В.И. Голова смеющейся девушки. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея

На торжественном открытии выставки присутствовали министр культуры Красноярского края Елена Мироненко, глава города Красноярска Эдхам Акбулатов, заместитель председателя комитета Законодательного собрания по образованию, культуре и спорту Татьяна Волоткевич, руководитель главного управления культуры администрации г. Красноярска Наталья Малащук, директор Красноярского краевого краеведческого музея Валентина Ярошевская, художники, искусствоведы и музейщики Красноярска. Директор Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова Марина Москалюк пообещала, что красноярцы смогут посетить выставку в том числе и со 2 по 8 января. На открытии пели учащиеся Красноярского кадетского корпуса.

Вся информация о времени работы выставки и возможности её посещения по телефону и на сайте художественного музея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *