Звон колоколов и гром барабанов

 В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел двадцатый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Выпуск получился необычным: эксперт «Летописи», главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин рассказал ведущему программы Дмитрию Васяновичу о новой выставке в рамках XXII Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи» в стенах филиала музейно-просветительского центра.

IMG_7565+

ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в филиал музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», расположенный по адресу: проспект Мира, дом 43. Здесь открылась новая выставка, посвященная истории Церкви и Енисейской губернии в годы Гражданской войны.

Подробнее о ней расскажет наш эксперт, церковный историк и журналист, главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин. Здравствуйте, Геннадий Викторович!

ГМ: Здравствуйте, Дмитрий Николаевич! Эта выставка называется «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой», и на ней представлены реликвии, произведения искусства и материалы, объединенные памятью о священномученике Димитрии Неровецком (Апанском; +1919).

Это первая посвященная новомученику экспозиция в нашем крае. При этом, мы с коллегами постарались немного выйти за рамки сугубо личности отца Димитрия и попытались  затронуть здесь тему жизни всей Церкви на берегах Енисея в годы революционной смуты, столетие трагического начала которой мы с вами вспоминали буквально на днях.

В эти дни выставка «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» продолжает пополняться новыми экспонатами: ценные предметы из своих фондов нам передают коллеги из других музеев. Вообще, надо сказать, что эта экспозиция уже объединила усилия девяти учреждений культуры Красноярского края. И ее дополнит духовно-просветительская программа с отчасти парадоксальным, отчасти полемическим названием «Вперед в светлое прошлое…», которую мы торжественно презентуем 22 ноября.

IMG_7593+

ДВ: Расскажите, пожалуйста, более подробно о тех экспонатах, что вы держите в руках. Я вижу фотографии, поминальные записки…

ГМ: Это фотокопии материалов, которые наши посетители смогут увидеть сразу у входа на экспозицию, рядом с картиной «Старожил», или «Старый замок», как ее еще называют, авторства извенстного художника из города Канска Юрия Мальцева.

Для меня эта картина, предоставленная сотрудниками Канского краеведческого музея, олицетворяет собой тему памяти. Рядом с ней висят три полотнища, белого, красного и черного цветов, и вот на них как раз и будут размещены эти старинные, чудом дошедшие до нас фотографии.

На обороте одной из них, запечатлевшей молодого поручика колчаковской армии, мы видим надпись: «Белогвардейская сволочь». Ну и здесь же мы видим приписанное уточнение, что изображенный на фотокарточке офицер был расстрелян в конце 1920 года.

А рядом, на полотнище красного цвета, висят фотографии тасеевских партизан. Быть может, даже кто-то из них или их товарищей и сделал ту надпись на фотографии своего противника? И тут же — документы из Государственного архива Красноярского края. На них штамп, значение которого людям моего поколения даже не нужно разъяснять: «Енисейская губернская чрезвычайная комиссия»…

И третье полотнище — черное, символизирующее собой уже историческую память; память, которую невозможно стереть, невозможно уничтожить до конца.

ДВ: А к нему и прикреплены те самые поминальные записки…

ГМ: Да, их когда-то писали прихожане Никольского храма в селе Апано-Ключи, где и нес настоятельское служение священник Димитрий Неровецкий.

Этот синодик в свое время вела местная жительница Прасковья Дьяченко, уроженка украинского Подолья, землячка отца Димитрия. Здесь мы видим имена тех людей, за здравие и упокоение которых молились верующие жители Апано-Ключей и в годы Гражданской войны, и после нее. Конечно, никого из них уже нету в живых, но мы-то должны помнить всех героев ушедшего столетия, даже тех, от которых остались лишь имена…

IMG_7596+

Здесь перед вами старинный патефон, отремонтированный моими коллегами — он будет играть музыку того времени во время работы выставки. С него и начинается первый зал нашей экспозиции. С волнением думаю о том, как его воспримут его посетители: ведь здесь представлены книги, для людей воцерковленных непривычные. В пятидесяти ячейках находятся образцы антирелигиозной литературы разных лет, от 20-х годов прошлого столетия до наших дней.

И это всего лишь крохотная частичка тех многомиллионных тиражей, которыми выпускались богоборческие издания в советские годы. Церковь пытались уничтожить до конца, но эти книги не смогли сделать атеистами весь наш народ; как известно, даже по переписи 1937 года большинство жителей Советского Союза признали себя верующими.

А вот изображения, запечатлевшие борьбу советского государства с Церковью: фотографии взорванных храмов, карикатуры из журнала «Крокодил»…

ДВ: А рядом я вижу стол, на котором воссоздано рабочее место епископа Луки (Войно-Ясенецкого), выдающегося хирурга и святителя Церкви…

ГМ: Да, это была выдающаяся, уникальная личность, в которой слились воедино верность ушедшей эпохе, верность вере и сама советская эпоха. Рассказывают, что в его кабинете в эвакогоспитале № 1515 — современном здании школы № 10 — рядом стояли икона Пресвятой Богородицы и портрет Ленина. И когда его спрашивали о том, возможно ли такое соседство, святитель отвечал, что у коммунизма и христианства очень много общего в мировоззренческих положениях…

IMG_7611+

Этот стол нам передала, к сожалению, уже ушедшая из жизни сподвижница епископа Луки, другой выдающийся врач, Надежда Алексеевна Бранчевская. Когда-то этот предмет мебели стоял у нее в квартире, где часто бывал святитель, писал за ним письма. Этот стол хранит память прикосновений святого Луки (Войно-Ясенецкого). На нем вы видите медицинские инструменты середины прошлого века — их передали из Симферополя, где тоже жил и трудился епископ и хирург, чернильный прибор той эпохи. На нем странное изображение — звезда, соединенная с лирой; в нем мы словно видим попытку тогдашнего режима создать какие-то новые эстетические ценности.

ДВ: И здесь же, рядом, еще одно непривычное соседство: пионерский барабан и церковный колокол.

ГМ: И то, и другое — тоже подлинные предметы. Гром пионерских барабанов должен был заглушить навсегда благовест храмовых колоколов, однако этого, слава Богу, не случилось.

ДВ: И вот мы подошли к залу экспозиции…

ГМ: Да, и это ее основная часть. В центре ее — те немногие дошедшие до нас предметы, доподлинно принадлежавшие священнику Димитрию Неровецкому и его семье. Чернильница, фрагменты двух лампадок, часики, принадлежавшие его супруге и вдове Евгении Ефремовне, книги и кусочки ладана. Мой коллега Юрий Пасхальский, когда готовил эту экспозицию, нашел эти кусочки ладана в тех самых лампадках.

ДВ: Невооруженным глазом заметно: на этой выставке вы пытаетесь представить два отрицающих друг друга мира. Какой же вывод должны почерпнуть посетители из этой антитезы?

IMG_7617+

ГМ: В одном из первых очерков памяти Димитрия Неровецкого — весьма интересном, за авторством канского краеведа Любови Фирсанковой — я встретил утверждение о том, что в Гражданскую войну у современников был очень простой выбор: либо с «белыми», либо с «красными».

Но — мое принципиальное убеждение — нравственный, моральный выбор человека нельзя свести к предпочтению одного враждебного лагеря перед другим. И житие священномученика Димитрия Апанского это подтверждает. Он, как и многие его современники-земляки, не примыкали ни к белому движению, ни к советской власти. Они  выбирали веру в Бога, они выбирали человечность, предпочитали фундаментальные ценности преходящим земным реалиям.

ДВ: И когда, Геннадий Викторович, красноярцы смогут вживую увидеть созданную вами и командой «Касьяновского дома» композицию?

ГМ: Презентация программы «Вперед, в светлое прошлое…» состоится 22 ноября. С этого дня все желающие могут посетить нас по четвергам (с 18.00 до 20.00) и воскресеньям (с 14.00 до 16.00). Единственное условие: мы настоятельно просим наших будущих гостей заранее записаться на экскурсию по телефону (391) 227-46-15.

ДВ: Уважаемые радиослушатели! Приглашаем вас соприкоснуться с историей родного края в филиале «Касьяновского дома», расположенного на проспекте Мира, дом 43!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *