Не навязать, но воспитать

IMG_1562+

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» до сих пор воспринимается в российском обществе как нечто новое. Хотя новшеством его можно назвать с большой натяжкой: курс преподается седьмой год, и Красноярский край стал одним из пионеров в его внедрении — наш регион вошел в число территорий, где ОРКСЭ преподавался в экспериментальном порядке еще в 2010–2012 годах.

Тем не менее, каждую весну раздаются недоуменные голоса: а не нарушает ли преподавание религии в школах закрепленные в Конституции отделение Церкви от государства и свободу совести? Да и вообще, зачем в ХХI веке, когда человечество осваивает космос, создает чудеса техники и побеждает смертельные болезни, детям нужны знания о Церкви, ее праздниках и святых?

Эти вопросы не уходят из актуальной повестки современной российской жизни. «До сих пор некоторые люди живут стереотипами советского времени, утверждая, что образование и просвещение находятся в конфликте с религией», — сетовал на днях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Насколько обоснованы подобные страхи, попытались понять 6 апреля на новой встрече из цикла «Касьяновские четверги». Ведущими вечера выступили редактор красноярского литературно-художественного журнала «День и Ночь» Марина Саввиных и сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский, а приглашенными экспертами — заслуженный педагог Красноярского края Елена Пригодич и руководитель Красноярского городского методического объединения учителей курса «Основы религиозной культуры и светской этики», педагог красноярской школы № 97 Ольга Юрченко.

Стереотипы и их носители

Так откуда же происходит этот стереотип? В начале вечера собравшиеся ознакомились с небольшим видеоматериалом, предложенным творческой командой «Касьяновского дома». О том, нужно ли изучение религии в школах, рассуждали встреченные на улицах простые красноярцы, как подростки и молодежь, так и люди более старшего возраста.

IMG_1543+

«Нет, религия — это дело каждого», «Навязывать религию нельзя, я вот сам неверующий», «У нас что-то такое в четвертом классе было… Ничего не помню, очень скучно всё объясняли», — вот, пожалуй, наиболее типичные ответы респондентов импровизированного социологического исследования.

Показательно, что большинство опрошенных не смогли внятно ответить на другие вопросы «Касьяновского дома», например, в чем главная заслуга князя Владимира Великого или кем был Андрей Рублев. Хотя, казалось бы, это вопросы из разряда «общей эрудиции», не требующие хоть сколько-нибудь серьезных знаний в теологии и истории Церкви.

Так что непроизвольно герои видео дали единственно верный ответ на поставленный вопрос: минимальные знания о Православии необходимы любому жителю России, который хочет знать и понимать родную культуру и историю.

Почему именно ОПК?

Конечно, «Основы православной культуры» — не единственный модуль «Основ религиозной культуры и светской этики». Есть еще «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», модули, посвященные основам других традиционно исповедуемых народами России религий — ислама, буддизма и иудаизма.

В чем же сильные стороны «Основ православной культуры»? Прежде всего, при всем уважении к последователям иных конфессий, именно Православие стало той мировоззренческой силой, которая внесла ключевой вклад в построение российского государства и становление российской культуры, начиная от самого 988 года.

«Основы мировых религиозных культур» выглядят, на первый взгляд, здоровым компромиссом, ведь в равной степени охватываются все религии. Однако ограниченные возможности формата курса (одно занятие в неделю) неизбежно превращают предмет в сухое нагромождение фактов, осложняют понимание детьми пройденного материала.

Ну и «Основы светской этики» — модуль, который по-прежнему остается самым популярным среди родителей. Действительно, он кажется самым «безопасным» и удобным, никого не обижающим, не затрагивающим ничьих чувств.

Но если попытаться, понять, что же такое «светская этика», то можно попасть в тупик. В какой руке правильно держать вилку, а в какой — нож? И какие слова вежливости стоит говорить людям в разных ситуациях? Но здесь речь идет об этикете, категории созвучной, но несущей совершенно иной смысл, — отметил Юрий Пасхальский еще в начале вечера.

Понятия «Светская этика» же не знает ни русская, ни мировая философская традиция. Этика — это широкий философский пласт исследований морали и нравственности. Разве возможными были бы мораль и нравственность без религии?

Таким образом, можно констатировать: изучать религию детям нужно не только для понимания отечественной и истории и культуры, но и для того, чтобы четко разбираться в вопросах разграничения добра и зла.

—  Любая традиционная религия несет в себе мощное моральное начало, преобразующее отношения между людьми, соотношение интересов личности и общества. И эти нормы важно воспринять именно в юном возрасте, когда закладывается жизнь на годы вперед, — справедливо подчеркнула на «Касьяновском четверге» Марина Саввиных.

Ретроградство или преемственность?

Но Православие для России больше чем просто традиционная религия. Посетивший вечер член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель проекта «Касьяновский дом» Андрей Бардаков напомнил собравшимся:

— Откройте учебник истории: как без знаний о Православии объяснить ребенку смысл Крещения Руси, причины политики Александра Невского или значение победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле? Откройте учебник литературы: как объяснить школьнику, какие мысли пытались донести в своих произведениях Достоевский, Гоголь, Лесков, другие выдающиеся русские писатели?

IMG_1679+

Отметим, что от «Касьяновского дома» Андрей Васильевич преподнес в дар участникам встречи экземпляры книги «О началах жизни» русского духовного писателя игумена Никона (Воробьева) (1894–1963).

Действительно, если взглянуть с культурологической и ценностной точки зрения, то именно Православие было тем нравственным камертоном, по которому жила Россия столетиями. Скептики могут ухмыльнуться: мол, тогда ваш курс «Основ православной культуры» — это ретроградство, попытка взрастить новые поколения в духе их далеких предков? Но, если разобраться, то представления о Православии будут явно нелишними в понимании всех тех перемен, которые Россия пережила в XX веке.

В конце концов, религиозное мировоззрение большей части народа оказалось удивительно живучим и во времена «воинствующего атеизма». Да и номинально безбожное государство быстро осознало бесплодность сомнительных моральных экспериментов вроде пресловутого «стакана воды», фактически пропагандируя православные нормы морали и благочестия.

Вызовы, на которые можно отвечать

Прошедшие семь лет не прошли впустую для «Основ православной культуры» в образовательной системе Красноярского края. Год от года все больше родителей выбирают предмет для своих детей. В краевой столице ОПК сейчас изучает почти 20% четвероклассников, что вдвое больше, чем пять лет назад. При этом Красноярск обгоняют другие города и территории региона: например, в Назарово и Назаровском районе показатель составляет 34%, увеличившись в несколько раз за два года.

Участники «Касьяновского четверга» убеждены, что эта тенденция весьма характерна: как педагоги, так и родительское сообщество постепенно осознает: ОПК не навязывает детям веру в Бога, но обогащает их новыми знаниями и воспитывает морально.

В этой связи риторическим вопросом задалась Елена Пригодич:

— Воспитание — это создание условий для развития и социализации личности на основе определенных ценностей. Курс ОРКСЭ призван упорядочить эти смыслы, но «Основы православной культуры» в этом отношении обладает особой мощью. Что плохого в том, что ребенок узнает о добре и милосердии?

IMG_1699+

Конечно, преподавание ОПК на практике регулярно сталкивается с различными вызовами: ограниченностью времени, важностью правильной работы не только с детьми, но и с их родителями и православным духовенством, необходимостью личного примера в учительской работе… Но все это решаемо, — в один голос заверили Ольга Юрченко и ее коллеги, принявшие участие во встрече.

Да и упомянутая выше «скучность» предмета надумана. Талантливый педагог при желании сможет заинтересовать своих учеников на уроках ОПК многими способами, начиная от «оживления» исторических персон и заканчивая предложениями к участию в различных творческих конкурсах.


Так с какими вызовами не способен справиться предмет ОПК? На «Касьяновском четверге» много говорилось о том, что высокие ценности предмета неизбежно войдут в диссонанс с отдельными аспектами окружающей современного школьника реальности. Но разве не усвоенные на уроках ценности станут теми «маяками», которые позволят подросткам успешно пройти через «опасные воды» современности?..


Проект реализуется за счет средств Субсидии из бюджета Красноярского края при поддержке агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *